Опубликовано 08 июля 2022, 14:42
Автор:Анна Лис

Песни невинности и опыта: Портрет Кирстен Данст

Поделиться:
Песни невинности и опыта: Портрет Кирстен Данст

В 2022 году Кирстен Данст была номинирована на премию «Оскар» за роль второго плана в фильме «Власть пса». Впервые за 30 лет на экране киноакадемики отметили актрису, которой прочили награду еще в детстве. Разумеется, отсутствие или наличие «Оскара» не является мерилом таланта, однако сам факт номинации всё еще остается вехой в карьере и многое говорит о стиле актерской игры и тенденциях внутри киносообщества. Попробуем проанализировать творческий путь и образ одной из самых необычных актрис, чьей главной темой в фильмах и сериалах стала несвобода.

Кадр из фильма «Власть пса»

Кадр из фильма «Власть пса»

реж. Джейн Кэмпион, 2021

Нередко отсутствие «Оскара» означает приверженность актера контркультурному и независимому кино и бунтарству, а также пренебрежение правилами метода актерской игры (речь о системе, разработанной Ли Страсбергом и другими последователями Станиславского). Очевидно, что актеры, играющие по Станиславскому, получают «Оскар» гораздо чаще, нежели актеры-эксцентрики, склонные исполнять роли иронично и отстраненно, сохраняя дистанцию между своей личностью и персонажем. Кирстен Данст определенно относится ко второму типу.

Чтобы понять, почему у нее до сих пор нет «Оскара», достаточно вспомнить, как Кирстен в образе Марии-Антуанетты, улыбаясь, смотрит в камеру и ломает четвертую стену. На протяжении трех десятков лет актриса последовательно разрушает американскую мечту, которую олицетворяет внешне.

Детство

Данст родилась в городе Пойнт-Плезант штата Нью-Джерси в семье медицинского клерка Клауса Данста и стюардессы Инез Данст. Позже актриса рассказывала, что мама сыграла решающую роль в становлении ее актерской карьеры. Кирстен не было и десяти, когда известное агентство Ford Models заключило с ней контракт. За съемками в рекламе хлопьев последовали роли в кино. Впервые на экране она появилась в коротенькой роли в альманахе Вуди Аллена«Нью-Йоркские истории» (1989). Ей было всего 8, и роль была незначительная, однако это положило начало большому пути. Данст училась актерской игре на съемочной площадке, а ее партнерами были главные молодые звезды 90-х: Брэд Питт и Том Круз в «Интервью с вампиром» и Вайнона Райдер с Клэр Дэйнс в «Маленьких женщинах».

Кадр из фильма «Интервью с вампиром»

Кадр из фильма «Интервью с вампиром»

реж. Нил Джордан, 1994

На роль в «Интервью с вампиром» прослушивались сотни девочек, среди них были Кристина Риччи и будущая Лолита Доминик Суэйн. Но именно Кирстен преодолела все этапы прослушиваний и получила роль. О съемках она вспоминает с иронией: «Я никогда не была так хороша, как в 11 лет. После этого я всё время качусь вниз». Действительно, то, что Данст «украла» фильм у взрослых и на тот момент популярных Питта и Круза, стало штампом в ее биографии. В 1994 году за роль в «Интервью с вампиром» Данст была номинирована на «Золотой глобус». Поговаривали, что номинацию на «Оскар» она не получила только потому, что за год до этого академики наградили столь же юную Анну Пэкуин за «Пианино» Джейн Кэмпион.

Маленькая Клодия, обращенная коварным вампиром-аристократом Лестатом (Круз), навечно заперта в теле двенадцатилетнего ребенка. «Но ведь это значит и еще что-то. Что я никогда не вырасту», — говорит она, осознав трагедию вечного детства. Данст играет так, будто заранее знает, что фильм сделает ее звездой. В образе Клодии отражается трагедия вечной юности, запечатленной на кинопленке, той самой магии кино, что поломала судьбы стольким детям-кинозвездам. Но для Данст «Интервью с вампиром» стало прививкой от страха взросления.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

реж. Джиллиан Армстронг, 1994

В том же году Данст сыграла Эми — самую младшую из сестер Марч в картине Джиллиан Армстронг«Маленькие женщины», экранизации знаменитого романа воспитания Луизы Мэй Олкотт. Эми, единственная из четырех сестер, позволяет своим желаниям ненадолго брать верх над благодетелью. Она не спешит расставаться с лакомствами, когда все сестры решают поделиться праздничным обедом с бедными соседями, и в отместку сжигает рукописи старшей сестры. Это зерно бунта против благопристойности прорастет в других актерских работах Данст.

Отрочество

«Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, словно зеркало, преломляют викторианскую идиллию романа «Маленькие женщины». Сестры Лисбон — прямые наследницы сестер Марч, только традиционная семья лишает их свободы, душит волю и в конце концов толкает на радикальное бегство. Данст сыграла одну из пяти сестер-погодков — Люкс Лисбон. Она, вопреки запретам набожных родителей, встречается со школьным красавчиком по имени Трип Фонтейн (Джош Хартнетт). Первая любовь теряет вкус так же быстро, как дешевая жвачка, и после запретной ночи Люкс просыпается одна на футбольном поле. Улыбка Кирстен Данст, наложенная двойной экспозицией на облачное небо, стала символом конца 90-х. Данст было 16, когда она снималась в «Девственницах-самоубийцах». Позже она говорила, что роль Люкс подарила ей уверенность в своей привлекательности и настроила на дальнейшую работу в Голливуде: «Я рассуждала так: «София считает меня красивой, значит, со мной всё в порядке»».

Кадр из фильма «Девственницы-самоубийцы»

Кадр из фильма «Девственницы-самоубийцы»

реж. София Коппола, 1999

Если роль в «Девственницах-самоубийцах» была призвана покорить критиков, то следующая работа актрисы завоевала и зрителей. Молодежная комедия «Добейся успеха» собрала в прокате 90 миллионов долларов — в 10 раз больше бюджета. Главная героиня Торренс Шипман возглавляет школьную команду по чирлидингу перед национальным чемпионатом. Накануне соревнований Торренс узнает, что ее предшественница украла хип-хоп-номер у команды темнокожих чирлидерш из менее престижной школы. Так фильм поднимает темы культурной апроприации хип-хопа белыми и мизогинии в женских сообществах. В подростковых комедиях девушки традиционно представлены соперницами, а белая блондинка-чирлидерша почти всегда оказывается стервой. Данст играет на грани пародии, обманывая ожидания зрителя. Торренс в итоге поступает как настоящая феминистка, а соревнования чирлидеров оказываются торжеством сестринства и равенства. Не зря знаменитый кинокритик Роджер Эберт назвал «Добейся успеха» «»Гражданином Кейном» среди фильмов о чирлидершах».

Кадр из фильма «Добейся успеха»

Кадр из фильма «Добейся успеха»

реж. Джессика Бендинджер, 2000

Юность

К 25 годам Данст сыграла Мэри Джейн в трилогии «Человек-паук»Сэма Рэйми. Три фильма собрали в прокате в общей сложности 2,5 миллиарда долларов и сделали Кирстен суперзвездой. Поцелуй с Тоби Магуайром под дождем стал культовым, и это было здорово для популярности, но отдаляло Данст от серьезных драматических ролей.

Кадр из фильма «Человек-паук»

Кадр из фильма «Человек-паук»

реж. Сэм Рэйми, 2002

В этот период Кирстен в основном предлагали играть «девушек по соседству», а слишком схематичный характер ее героини в «Элизабеттауне» даже привел к появлению вариации этого образа и термина manic pixie dream girl («сумасбродная девушка-мечта»). Стюардесса Клэр появляется, чтобы изменить жизнь персонажа Орландо Блума и превратить его из заурядного клерка в по-настоящему классного парня. Именно героиня, сыгранная Данст, открыла галерею подобных девушек, так популярных в условно хипстерском кино 2000-х: от Зои Дешанель в «500 днях лета» до Мэри Элизабет Уинстед в «Скотте Пилигриме против всех».

В тот же период Данст сыграла одну из своих знаковых ролей в «Марии-Антуанетте» (2006) Софии Копполы. В ее исполнении королева Франции предстает it girl своего времени. Так таблоиды именуют юных звезд шоу-бизнеса, тусовщиц, законодательниц моды и героинь светской хроники. Нередко it girl называют и саму Кирстен, перечисляя ее культовые наряды 2000-х вроде розового платья Барби и клатча в форме банки «кока-колы». «Было ощущение, что я как будто играю ее парфюм, не ее саму. Это было видение Софии, и я считаю его удивительным», — позднее вспоминала о своей роли Данст.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

реж. София Коппола, 2006

Кеды Converse, кокетливо выглядывающие из-под платья с кринолином, балы под хиты New Order, The Strokes и даже Aphex Twin, нарочитые анахронизмы и вольное обращение с историей — всё это сейчас воспринимается как данность. Но тогда, в 2006 году, на Каннском фестивале фильм встретили прохладно, а американская пресса преувеличила европейскую неудачу. «Мария-Антуанетта» не окупилась в прокате и не стала мгновенной классикой.

Неудача фильма, скупость Голливуда на равнозначные предложения и пристальное внимание папарацци привели актрису к депрессии. В 2008 году Данст оказалась в реабилитационном центре Cirque Lodge. Терапия помогла ей понять, как ранний опыт актерства отразился на взрослой жизни. Работая с самого детства на съемочной площадке, она научилась сдерживать собственные эмоции. «Долгое время я ни на кого не злилась, — позже вспоминала актриса. — В какой-то момент ты должна разозлиться, иначе в конце концов это накапливается внутри. Так жить невозможно, поэтому тело говорит вам «стоп»». Опыт борьбы с депрессией пригодился Кирстен в следующей роли, которая стала переломной в ее карьере.

Зрелость

Данст снялась в «Меланхолии»Ларса фон Триера на пороге тридцатилетия. Триер пригласил Кирстен на главную роль по совету Пола Томаса Андерсона, и это было снайперское попадание. Данст уже не раз играла девичье томление, и оказалось, то были репетиции меланхолии. Возможно ли сыграть философский термин, архетип и вечный образ бессмысленности всего сущего? Меланхолия по Триеру — депрессия, достигшая апокалиптических масштабов.

Кадр из фильма «Меланхолия»

Кадр из фильма «Меланхолия»

реж. Ларс фон Триер, 2011

До 30 лет Кирстен, по ее собственному утверждению, следовала инстинктам, но иногда ей не хватало инструментов, чтобы вжиться в образ. В 2010 году она познакомилась с преподавательницей актерского мастерства Гретой Сикэт и с тех пор продолжает работать с ней над каждой ролью. Теперь, создавая характер персонажа, они используют архетипические образы, сны и воспоминания, всё, что происходит вокруг. «Меланхолия» — первый фильм, в котором Кирстен применила этот подход. И первый фильм, за который она была удостоена приза за лучшую женскую роль Каннского фестиваля.

В середине 2010-х Данст начала сниматься в сериалах. В последние годы телевидение и стриминги переживают свой расцвет, и съемки для них теперь означают признание, а не спад карьеры, как это было прежде. В 2015-м Данст сыграла во втором сезоне «Фарго» и была номинирована на премию «Эмми». Ее героиня Пегги пыталась скрыть непреднамеренное убийство и, несмотря на то, что ее жизнь летела под откос, продолжала мечтать о светлом будущем. После «Фарго» Кирстен в третий раз сыграла у Софии Копполы — в фильме «Роковое искушение» (2017). Под сенью южноамериканских вязов вновь собрались девушки в цвету, а с ними и Кирстен в роли увядающей учительницы Эдвины Морроу. Чувствуя, как время съедает молодость, она со всей страстью отдается раненому капралу армии конфедератов (Колин Фаррелл). Но лишь для того, чтобы вновь, как в «Девственницах-самоубийцах» и «Марии-Антуанетте», убедиться, что мужчины не спасают от вселенской тоски.

Кадр из сериала «Фарго»

Кадр из сериала «Фарго»

реж. Адам Аркин, Ной Хоули, Кит Гордон, Адам Бернштейн, 2015

Кирстен Данст за несколько десятилетий своей карьеры ни разу не меняла внешность для роли. Красные волосы Мэри Джейн в «Человеке-пауке» и кудряшки в «Интервью с вампиром» — пожалуй, самые серьезные трансформации внешности. Когда кто-то из продюсеров «Человека-паука» предложил ей изменить прикус, она ответила: «Ни за что!» Роль в «Роковом искушении» не стала исключением: когда Коппола попросила Данст немного похудеть, та сообщила, что сохранить худобу в Луизиане решительно невозможно, ведь в округе нет другой еды, кроме жареной курицы и бургеров.

На съемках «Фарго» Кирстен Данст познакомилась с актером Джесси Племонсом — он играл мужа ее героини. Вскоре пара объявила о помолвке и в 2018 году стала родителями, а в 2021-м на свет появился их второй сын. Между этими двумя событиями Кирстен сыграла в сериале «Как стать богом в центральной Флориде» и в фильме «Власть пса». Материнство повлияло на выбор ролей Кирстен и на ее подход к работе. В «Как стать богом в центральной Флориде» она играет Кристал, которая осталась одна с младенцем, долгами и без средств к существованию. Бестолковый муж тратил все силы на участие в пирамиде по типу Amway, заложил дом и потратил все семейные деньги. В наследство Кристал достались сеть агентов и полный гараж нераспроданной бытовой химии. Неожиданно она начинает продвигаться вверх по ступеням пирамиды. Кирстен говорит, что создавала образ Кристал, основываясь на собственном опыте материнства. Она настояла на том, что героиня почти всегда должна быть с ребенком, — так родился один из самых запоминающихся кадров сериала. Кристал едет на квадроцикле с ребенком в кенгуру и сигаретой в руке.

Кадр из фильма «Как стать богом в центральной Флориде»

Кадр из фильма «Как стать богом в центральной Флориде»

реж. Джули Энн Робинсон, Чарли Макдауэлл, Джереми Подесва, 2019

Джейн Кэмпион впервые предложила Кирстен Данст поработать вместе 20 лет назад — над экранизацией рассказа Элис Манро «Беглец», но проект не был реализован. Сценарий «Власти пса» первым прочитал партнер актрисы Джесси Племонс. Он был утвержден на роль в фильме раньше и посоветовал Данст непременно сняться у Кэмпион. На роль во «Власти пса» она была утверждена без кастинга, режиссерка лишь пошутила: «Сыграй так же хорошо, как в «Меланхолии»». Кирстен сыграла Роуз Гордон, мать худого и странноватого подростка Питера. Она выходит замуж по любви за владельца ранчо Джорджа Бербанка (Племонс), но не обретает семейного счастья. Брат Джорджа и совладелец ранчо Фил (Бенедикт Камбербетч) ненавидит женщин и всю свою ненависть выплескивает на Роуз. Казалось бы, за карьеру Данст сыграла все оттенки депрессии, но и в этот раз ей удалось удивить зрителя. Она играет и алкоголичку, и скучающую женщину, и печалящуюся мать, которая чувствует, что сын взрослеет и отдаляется. Есть в ее героине и бессилие перед мужским миром, и, наконец, затронута излюбленная Данст тема несвободы. Клодия заперта в теле ребенка, Люкс — в доме набожных родителей, Мария-Антуанетта — во дворце, а Роуз — на патриархальном ранчо. Зато Данст остается собой.