От эротических комедий до хорроров: Лучшие саундтреки Эннио Морриконе

Итальянец Эннио Морриконе был одним из самых плодовитых композиторов современности: на его счету более 500 музыкальных произведений. Известность пришла к нему после решения сочинять композиции для фильмов, а знакомство с режиссером Серджио Леоне в 1964 году окончательно вывело Морриконе на стезю саундтреков. Леоне снимал фильмы, ставшие классикой вестернов, Морриконе озвучивал их своими тягучими и тревожными мелодиями. В честь выхода документальной картины Джузеппе Торнаторе «Эннио. Маэстро» вспоминаем его музыку к самым разным фильмам.
18+

«Жажда»

La voglia matta, 1962
Страна: Италия
Рейтинг: КиноПоиск – , IMDb 6.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
Режиссер: Лучано Сальче
Главные роли:
Кадр из фильма «Жажда»><meta itemprop=
Свои самые первые саундтреки Эннио Морриконе писал к фильмам режиссера Лучано Сальче. «Я начинал с исторических фильмов и легких комедий, — говорил композитор. — Для них требовались простые композиции, которые сочинялись легко. Я так и не бросил этот жанр, даже когда начал работать над куда более важными картинами крупных режиссеров». Легкие приджазованные композиции вроде музыки к «Жажде» совсем не похожи на классические треки Морриконе и потому заслуживают отдельного упоминания. Сам фильм Сальче поначалу был запрещен итальянской цензурой и вышел только после удаления из него ряда откровенных сцен.
39-летний Антонио (Уго Тоньяцци), инженер и владелец спортивного авто, однажды летом на шоссе встречает компанию подростков возле сломавшейся машины. Антонио останавливается, желая помочь, но вскоре обнаруживает, что молодые люди весьма фривольно настроены, а пятнадцатилетняя Франческа (Катрин Спаак) — девушка очень красивая. Мужчина решает остаться с подростками, чтобы соблазнить Франческу и, возможно, даже жениться на ней.

«Перед революцией»

Prima della rivoluzione, 1964
Страна: Италия
Рейтинг: КиноПоиск 7.1, IMDb 6.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Главные роли:
  • Адриана Асти
  • Франческо Барилли
  • Аллен Миджетте
  • Морандо Морандини
Фильм Бернардо Бертолуччи «Перед революцией»><meta itemprop=
Однажды Лучано Сальче позвонил Эннио Морриконе и сказал: «Должен тебя покинуть. Я снимаю комедии, а ты пишешь духовную, сакральную музыку». Композитора ошеломило это признание, но определение его работ запало в душу. Музыка Морриконе могла быть как лиричной, так и игривой, как романтической, так и насмешливой. Но сакральная? Он попробовал работать с начинающим режиссером Бернардо Бертолуччи — сотрудничество продолжалось в общей сложности 5 фильмов.
«Перед революцией» — мелодрама, действие которой развивается в городе Парме. Студент Фабрицио (Франческо Барилли) родом из буржуазной семьи. Он разрывается между своей жизнью и интересом к воинствующим взглядам Итальянской коммунистической партии. В одной из самых трогательных сцен фильма землевладелец оплакивает потерю реки По и природной красоты вокруг нее, вызывая гнев молодого героя, который видит в этом человеке многие противоречия своего класса. Бертолуччи, как и новый знакомый Морриконе Серджио Леоне, понимал способность композитора передавать противоречивые идеи через музыку.
A Fistful Of Dollars, 1964
Страна: Италия, Испания, Германия (ФРГ)
Рейтинг: КиноПоиск 8.0, IMDb 7.9
Жанры: Боевики, Драмы, Вестерны
Режиссер: Серджио Леоне
Кадр из фильма «За пригоршню долларов»><meta itemprop=
Говорить о работе с Серджио Леоне Морриконе настолько надоело, что в какой-то момент его переводчики предупреждали англоязычную прессу: о вестернах композитора лучше не спрашивать. Однако The Guardian в 2006-м умудрились получить ответ о причине такого отношения: «Понятия не имею, почему "За пригоршню долларов" так популярен. Это худший фильм Леоне и мой худший саундтрек».
Напуганный и умирающий пустынный город раздирают соперничающие банды — атмосфера отражает не только режиссерский замысел, но и скудный бюджет первого спагетти-вестерна с Клинтом Иствудом. Музыка Морриконе соответствует минимализму картины — отсюда эхо электрогитары, свист и щелчки кнута. Зачастую Морриконе писал музыку для вестернов Леоне заранее, что довольно необычно для кинопроцесса. «Его фильмы делались так, потому что Серджио хотел, чтобы музыка играла в них важную роль, — объяснял Морриконе. — Зачастую он сохранял сцены длинными, поскольку не хотел, чтобы композиция заканчивалась. Потому его фильмы такие медленные: они повторяют музыкальную структуру».
For A Few Dollars More, 1965
Страна: Италия, Испания, Германия (ФРГ)
Рейтинг: КиноПоиск 8.2, IMDb 8.2
Жанры: Вестерны, Драмы, Боевики
Режиссер: Серджио Леоне
Музыка Эннио Морриконе в кино: фильм «На несколько долларов больше»><meta itemprop=
Второй фильм «Долларовой трилогии», она же трилогия о Человеке без имени, снова сводит зрителя с героем Клинта Иствуда. Он преследует банду мексиканского головореза Эль Индио и сталкивается с другим охотником за головами, генералом Дугласом Мортимером. Они заключают своеобразный пакт, бросаясь в погоню за бандитами и собираясь разделить обещанную награду. Однако один из героев скрывает свои истинные намерения в отношении преступника.
Музыка Морриконе к фильму постоянно возвращает нас к карманным музыкальным часам, которые Эль Индио крадет у изнасилованной им женщины, покончившей с собой. Меланхолический перелив часов объединяет одного из хороших парней с главным злодеем и идеально вписывается в финальную дуэль. Музыкальные шкатулки никогда не звучали так зловеще, как у Морриконе. Как правило, эти мелодичные перезвоны призваны символизировать спокойствие и умиротворенность. Но в «Долларах» Морриконе дает понять зрителю, что даже в такой невинной и забавной вещице может таиться нечто чудовищное.

«Дьяболик»

Diabolik, 1968
Страна: Италия, Франция
Рейтинг: КиноПоиск 6.6, IMDb 6.5
Жанры: Боевики, Комедии, Криминальное
Режиссер: Марио Бава
Фильм «Дьяболик»><meta itemprop=
Ни один полицейский не в силах остановить вора по кличке Дьяболик: кажется, он неуловим и способен украсть все что угодно — от ожерелья из замка до мешка с деньгами из банка. Инспектор Джинко даже устраивает диверсию, чтобы Дьяболик и его сообщница Ева Кант не похитили 10 миллионов долларов, но тщетно. Джинко заключает договор с гангстером Вальмоном, чтобы поймать воров, но Дьяволик имитирует собственную смерть и совершает очередное дерзкое ограбление.
Проект, удивительный во всех отношениях: продюсер Дино де Лаурентис позвал мастера итальянского хоррора Марио Баву снимать один из самых дорогих по тем временам итальянских фильмов, да еще и по популярным комиксам. «Дьяболик» стоил 3 миллиона долларов, но Бава управился за три недели и за 400 тысяч, сняв практически пародию на недавно зародившуюся бондиану. Эннио Морриконе идеально отображает музыку 1960-х, особенно в сцене, снятой в ночном клубе Вальмона. Фанк, дисторшн, бубны — идеальный психоделический саундтрек для тех, кто тоскует по тому времени.

«Четыре мухи на сером бархате»

4 mosche di velluto grigio, 1971
Страна: Италия, Франция
Рейтинг: КиноПоиск 6.3, IMDb 6.8
Жанры: Детективы, Триллеры, Криминальное
Режиссер: Дарио Ардженто
Главные роли:
Музыка Эннио Морриконе в фильме «Четыре мухи на сером бархате»><meta itemprop=
Эксперименты были не чужды Морриконе — в его фильмографии есть и джалло, в том числе от классика жанра Дарио Ардженто. «В его фильмах льется много крови, поэтому к ним идеально подходит современная электронная музыка», — говорил композитор. Джалло зачастую объединяли не только кровавые мотивы, но и темы отчуждения, безумия и паранойи. Маниакальное перкуссионное стаккато, диссонирующие фортепианные риффы и джаз-рок — роскошная работа Морриконе к фильму Ардженто «Четыре мухи на сером бархате», которую прекрасно дополняет вокал итальянской певицы Эдды Дель Орсо.
Третий фильм «Трилогии о животных» Ардженто повествует о музыканте Роберто (Майкл Брэндон, но на эту роль режиссер планировал позвать Теренса Стэмпа, Майкла Йорка или даже кого-то из The Beatles), играющем на ударных в группе. Обнаружив, что его преследует подозрительный человек, Роберто вступает с ним в конфронтацию и случайно убивает его. Всю сцену фиксирует фотоаппарат загадочной фигуры в маске, и вскоре Роберто получает письма с угрозами. Однако музыкант не знает, что его «жертва» на самом деле жива и «убийство» было тщательно подстроено. Но зачем?
Days of Heaven, 1978
Страна: США
Рейтинг: КиноПоиск 7.5, IMDb 7.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
Режиссер: Терренс Малик
Кадр из фильма «Дни жатвы»><meta itemprop=
Эннио Морриконе никогда не жил в Голливуде, но Голливуд пришел к нему сам после «Долларовой трилогии». Первым фильмом в США у Морриконе был эпик «Библия» Джона Хьюстона, к которому композитор написал 15 минут. Из-за юридических тонкостей музыку так и не использовали, а Морриконе в итоге так и не стал уезжать из Рима и отказался от изучения английского. Это не помешало ему получить свою первую номинацию на «Оскар» за «Дни жатвы» Терренса Малика — хотя, как известно, Морриконе с режиссером повздорили во время работы: Малик, по мнению композитора, совсем не понимал смысла музыки в кино. «Он плохо меня знал, а потому предполагал всякое и порой давал свои советы по музыке. Меня это раздражало, ведь он иногда говорил что-то типа: "Попробуй тут с тремя флейтами". Но это невозможно! Я делал как он велел, но потом он все равно выбирал мою изначальную версию». Одна из главных тем фильма называется Harvest и начинается мелодией, напоминающей «Аквариум» Сен-Санса.
В 1915 году Америка готовится вступить в Первую мировую войну, а рабочий металлургического завода Билл (Ричард Гир) убивает человека и бросается в бега. Выдавая себя с подругой Эбби за брата и сестру, он скрывается в техасской глуши, работая на уборке урожая. «Дни жатвы» — второй фильм Терренса Малика, после которого режиссер на 20 лет ушел из профессии.
Кадр из фильма «Миссия»><meta itemprop=
Американская киноакадемия упорно обходила Эннио Морриконе стороной. После пяти номинаций («Дни жатвы», «Миссия», «Неприкасаемые», «Багси», «Малена») маэстро получил в 2007-м награду за вклад в искусство, но настоящим «Оскаром» его наградили только в 2016-м за «Омерзительную восьмерку». «Я определенно чувствовал, что должен был получить "Оскар" за "Миссию", — говорил Морриконе. — Особенно если учесть, что в тот год его дали "Около полуночи", но это была не оригинальная музыка. Херби Хэнкок отменно поработал над аранжировками, но использовал уже известные вещи. Ни в какое сравнение с "Миссией" не идет. Но, конечно, будь моя воля, я бы получал "Оскар" раз в два года!» Согласно легенде, Морриконе был настолько впечатлен фильмом Жоффе, что подумал, что его музыка не сможет передать его должным образом. В саундтреке звучат литургические хоралы, южноамериканские барабаны, испанские гитары (зачастую все вместе, в одном треке), а заглавная тема Falls и по сей день считается одной из самых запоминающихся мелодий композитора.
«Миссия» — историческая драма об испанских иезуитах, отправившихся в середине XVIII столетия в Южную Америку, чтобы обратить народ гуарани в христианство. Наемник и работорговец Родриго Мендоса (Роберт Де Ниро) зарабатывает на жизнь тем, что похищает местных жителей и продает их на ближайшие плантации. Убивая на дуэли любовника своей невесты, Родриго пытается найти душевный покой, сопровождая отца Габриэля (Джереми Айронс) с иезуитами. Пока Мендоса проникается божьим словом, португальские колонисты стремятся поработить туземцев, что угрожает миссии испанцев.

«Профессионал»

Le professionnel, 1981
Страна: Франция
Рейтинг: КиноПоиск 8.1, IMDb 7.4
Жанры: Боевики, Триллеры, Драмы
Режиссер: Жорж Лотнер
Главные роли:
Кадр из фильма «Профессионал»><meta itemprop=
Пожалуй, самая известная вещь Эннио Морриконе — «Кто бы ни…» (Chi Mai) из триллера «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Элементы мелодии Chi Mai можно услышать в вестерне Серджио Корбуччи «Молчун», композиция называется Invito All'Amore, и она также принадлежит перу Морриконе. Что интересно, Chi Mai была написана для драмы Ежи Кавалеровича «Маддалена», но Бельмондо она так нравилась, что он упросил Морриконе добавить ее в «Профессионала».
В основе «Профессионала» — роман Патрика Александера «Смерть зверя с тонкой кожей». Французский тайный агент Жосс Бомон отправляется в одну из африканских стран, чтобы убить ее президента. Однако в последний момент политическая ситуация меняется, и французские спецслужбы сдают Бомона африканским властям. Сбежав из заключения, агент возвращается во Францию и сообщает своему начальству, что намерен выполнить задание.
Когда Жан-Поль Бельмондо в 2021 году ушел из жизни, на его похоронах играла тема из «Профессионала».

«Лолита»

Lolita, 1997
Страна: Франция, США
Рейтинг: КиноПоиск 7.5, IMDb 6.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
Режиссер: Эдриан Лайн
Кадр из фильма «Лолита»><meta itemprop=
Морриконе никогда не отвечает на вопрос «Какой ваш любимый фильм?», но у него есть ответ на вопрос «Музыку к какому фильму вы так и не написали?». Когда-то Стэнли Кубрик хотел заполучить Морриконе для саундтрека своего «Заводного апельсина», однако композитор работал с Серджио Леоне и был занят. Больше Кубрик ему не звонил. Сложно сказать, какой бы получилась музыка к «Апельсину», зато можно представить, какой была бы «Лолита» с музыкой Морриконе — хотя бы ради этого стоит посмотреть экранизацию романа Набокова от Эдриана Лайна с Джереми Айронсом и Доминик Суэйн.
«Лолита» Лайна гораздо ближе к оригинальному тексту, чем фильм Кубрика, но от этого она не стала лучше. Автор сценария Стивен Шифф в своем интервью отмечал: «С самого начала было важно, чтобы наш фильм не считали ремейком картины Кубрика. Скорее, мы смотрели на его версию с мыслью, что это образец того, как не надо снимать "Лолиту"». В итоге получилась все та же история влечения преподавателя к девочке-подростку, но тема в наше время настолько сомнительна, что единственным достоинством этой картины и правда можно считать нежные и сентиментальные ноты Морриконе.
Читайте ещё: