Номинанты на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. Кто победил и зачем их смотреть

Подборка
Оскаровская категория, которая называется «Лучший иностранный фильм» (раньше была «Лучший фильм на иностранном языке», но критерий отбора сменили), — наверное, самая необычная из всех. Долгожданная и наиболее захватывающая для международной публики (все болеют за «своих») номинация на родине премии мало кого интересует. Но тем больше интрига - кто же из практически незнакомых академикам претендентов увезет за океан заветную статуэтку? Вместе с кинокритиком Егором Беликовым изучаем номинантов и в финале обязательно расскажем о лауреате премии «Оскар»-2021.

Смотрите полный список номинантов на премию «Оскар» в 2021 году

Во-первых, сразу бросается в глаза контраст между тем, как эти фильмы-номинанты воспринимают в Америке и во всем мире. Скажем, у нас, как и в любой другой стране, кроме как в США, это самая интересная номинация для любого обывателя — россияне болеют за отечественного кандидата. Американцам вообще все равно: они неохотно и с трудом смотрят кино с субтитрами, а не в дубляже на английский, и даже академики в большинстве своем отказываются отсматривать номинантов и голосовать за иностранцев. Да и во время церемонии мимо этой категории пробегают как можно скорее — никто не знает зарубежных режиссеров, все хотят узнать, получит ли нелишнюю статуэтку какой-нибудь Брэд Питт (кстати, интересный факт — он в этом году тоже внезапно может забрать домой «Оскар», притом в главной категории — как продюсер фильма «Минари»).
Фильм «Еще по одной», лауреат «Оскара-2021» за лучший фильм на иностранном языке
Кадр из фильма «Еще по одной» — главного фаворита премии «Оскар-2021» в категории «Лучший иностранный фильм»
Во-вторых, в кандидаты на звание «Лучшего иностранного фильма» по версии Американской киноакадемии всегда отбирают что-то весьма необычное. «Оскар» регулярно привлекает внимание к различным провинциальным кинематографиям — например, в этом году номинировали картину из Туниса. Часто там мелькают необычные жанры и неожиданные решения — скажем, в этом году там есть документалистика. Словом, эта категория — для исследователей кино, для настоящих искателей, пусть и только в оскаровском поле (откуда-то же нужно начинать).
Фильмы субъективно отсортированы по следующему критерию — насколько заслуженно их номинировали на «Оскар», кто больше всех достоин — тот выше. А в конце — бонус-трек, картины, которым не грех было бы и премию выдать в той же самой категории, а не то что только номинацию.

«Еще по одной», реж. Томас Винтерберг

Фильм «Еще по одной», лауреат «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке в 2021 г.
Кадр из фильма «Еще по одной», реж. Томас Винтерберг, 2020

Зачем смотреть?

Это самый зрительский из иностранных оскаровских фильмов в этом году. Вообще, «Еще по одной» давно пора было снять, а после просмотра кажется, что он был всегда. Эта картина об отношениях человека и алкоголя — из категории «мгновенная классика». Несколько друзей, школьных учителей, подразочарованных в жизни, решают постоянно поддерживать у себя стабильный уровень алкогольной интоксикации организма, и в результате это меняет их отношение к жизни и к себе. Все это необычайно нежно исполнено одним из важнейших датских режиссеров Томасом Винтербергом, а в главной роли — Мадс Миккельсен, и этим все сказано.

Победит?

Однозначно. Если «Еще по одной» не получит заслуженный «Оскар» за лучший иностранный фильм, то это будет одна из самых больших неожиданностей всей церемонии. Объяснить популярность этого фильма в целом нетрудно: популярная тема бытового алкоголизма и простой житейской радости хмельного опьянения; Винтерберг заслуживает «Оскар» еще со времен «Торжества» и «Охоты»; Мадс Миккельсен — кумир миллионов; универсальный успех в прокате по всему миру — в общем, всё благоволит этой запойной трагикомедии.

«Коллектив», реж. Александр Нанэу

Фильм «Коллектив», номинант на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2021 г.
Кадр из фильма «Коллектив», реж. Александр Нанэу, 2019

Зачем смотреть?

Мощная румынская документальная картина о кризисе в национальном здравоохранении. Вообще, в этой стране, кинематографисты из которой в последние годы рвут все фестивали (это заметное движение называется румынская новая волна), явно и давно проблема с тем, чтобы выжить среди этой смертной любви. Скажем, одна из важнейших румынских картин XXI века «Смерть господина Лазареску» как раз посвящена тому, как престарелый алкоголик отправляется в последний путь на карете скорой помощи по всем бухарестским больницам, и нигде никто не может его спасти. Случившись в реальности, эта анекдотическая ситуация оборачивается грандиозной трагедией. После пожара в ночном клубе (инцидент, аналогичный нашему в пермской «Хромой лошади») выживших пострадавших развозят по больницам, где многие из них гибнут из-за антисанитарии в операционных и палатах. Это история политического кризиса, журналистского расследования и, наконец, это крайне интимное представление жизней тех, кто потерял в том пожаре родных. Все это сняло европейское подразделение кабельного телеканала HBO.

Победит?

Скорее всего, нет. Зарубежные букмекеры принимают на победу «Коллектива» ставки и обещают удвенадцатерить деньги в случае, если фильм вдруг каким-то чудом одержит победу над тяжеловесом «Еще по одной». Хотя фильм достоин любых почестей, но, может быть, просто оказался не в той категории. Это один из редчайших случаев, когда фильм номинируют в двух сравнительно маргинальных категориях — «Лучший иностранный фильм» и «Лучший документальный фильм» (в последний раз такое было в прошлом году со «Страной меда», а до этого — никогда). И в документальной секции у «Коллектива» все же побольше шансов, чем в загончике для неголливудской продукции — там ставки принимаются в соотношении 1 к 8 (тоже не очень, но лучше, чем 1 к 12).

«Лучшие дни», реж. Дерек Цан

Фильм «Лучшие дни» номинирован на «Оскар» за лучший иностранный фильм
Кадр из фильма «Лучшие дни», реж. Дерек Цан, 2019

Зачем смотреть?

С этим фильмом все запутанно в плане того, что за страна его произвела. На «Оскар» он поехал от Гонконга и снят уроженцем этого специального административного района КНР Дереком Цаном, но при этом место действия — континентальный Китай (а место съемок — тот самый Чунцин, в котором происходит действие картины «Чунгкингский экспресс» Вонга Карвая). Это экранизация young adult романа в стиле эмокор, то есть все герои будут очень много плакать и вообще эмоционировать — но это вполне укладывается в концепцию фильма о школьном буллинге и подростковых суицидах. Забитая учащаяся выпускного 12-го класса живет без матери, которая постоянно в отъезде по разным сомнительным причинам. В ее школе кончает с собой ее подруга того же типажа. Протагонистка заводит дружбу, а впоследствии и любовь с уличным хулиганом, и эта опасная связь поможет ей дотянуть до выпускных экзаменов. Кино мало того что на важную тему (в конце следует перечисление мер, которые КПК предприняла, чтобы разобраться с буллингом по всей стране), так еще и поразительно экспрессивно снято — чрезвычайная проработка каждого кадра, графичность экшен-сцен, головокружительные ракурсы и прочие визуальные радости (впрочем, правды ради, еще там слишком много плачут и музыка не всегда уместна с точки зрения европейского зрителя).

Победит?

«Лучшие дни» как будто случайно оказались на «Оскаре». У него не было никакой фестивальной судьбы, в отличие от остальных: «Еще по одной» вошел в программу отмененных Канн-2020, все прочие были в разных конкурсах Венеции. К тому же перед нами не авторское кино, а вполне себе хит проката — в Китае фильм собрал $230 миллионов, для всего остального мира это невозможный и непредставимый для подобной драмы кассовый успех. Номинировали его неслучайно, но и шансов у фильма почти никаких нет — он идет по всем прогнозам предпоследним.

«Куда ты идешь, Аида?», реж. Ясмила Жбанич

Фильм «Куда ты идешь, Аида?», номинант на «Оскар» за лучший иностранный фильм
Кадр из фильма «Куда ты идешь, Аида?», реж. Ясмила Жбанич, 2020

Зачем смотреть?

В оригинале этот боснийский фильм называется так: «Камо грядеши, Аида?» Эта библейская отсылка намекает нам на то, что и у данного сюжета из новейшей истории появится к финалу экзистенциальное измерение. Аида (имя главной героини тоже неслучайное — как опера Джузеппе Верди) — переводчица ООН, приставленная к сербскому генералу Ратко Младичу. Она узнает, что Младич (ныне судимый в Гааге за геноцид военный преступник) собирается устроить что-то ужасное в окрестностях небольшого городка Сребреница — позже этот населенный пункт войдет в новейшую историю как место крупнейшего массового убийства в Европе со времен Второй мировой. И Аида, чью роль блестяще играет сербская актриса Ясна Джуричич, ничего не может изменить, хотя действия ошалевшего от власти и силы Младича угрожают ее семье. Время идет, а у Аиды, застрявшей между бездеятельным ООН и безумными военными, между двумя языками, остается все меньше шансов спасти мужа и двух сыновей. По теме нескончаемых балканских войн все страны бывшей Югославии снимают регулярно еще с начала нулевых, но здесь военная драма превращена в тайм-триллер, когда время, проходящее на экране, ощущаешь физически — это дорогого стоит.

Победит?

Вряд ли, но вообще «Куда идешь, Аида?» идет вторым у букмекеров после «Еще по одной», так что перед нами, по сути, догоняющий кандидат в этой категории. Шансы его оценим где-то в 10% — у всех прочих, кроме «Еще по одной», куда меньше.

«Человек, который продал свою кожу», реж. Каутер Бен Ханья

Фильм «Человек, который продал свою кожу» номинирован на «Оскар-2021» за лучший иностранный фильм
Кадр из фильма «Человек, который продал свою кожу», реж. Каутер Бен Ханья, 2020

Зачем смотреть?

Затейливая, хотя и несколько лобовая и наивная тунисская драма о любви и современном искусстве. Беженец из Сирии, который не смог жениться на девушке, в которую был влюблен, становится холстом для ушлого художника. Тот по взаимной, надо сказать, договоренности зататуирует несчастному уроженцу Ближнего Востока всю спину изображением шенгенской визы и начнет выставлять, после чего продаст коллекционеру это произведение искусства. Идея, положим, нетривиальная — здесь человек уподобляется арту. Нетрудно провести параллель с каннским фильмом «Квадрат», получившим аж «Золотую пальмовую ветвь». «Человек, который продал свою кожу», положим, не такой хитроумный и в целом гротескный, но для провинциальной тунисской кинематографии это, наверное, простительно.

Победит?

Это самый явный аутсайдер оскаровской гонки в зарубежной категории. Шансы на победу у него — за пределами статистической погрешности. Впрочем, в данной номинации голосует действительно не очень много народу, поэтому социология здесь может и не сработать, и победить может любой — но для фильма «Человек, который продал свою кожу» это будет настоящее чудо.
Кстати, «Человек, который продал свою кожу» вышел в российский прокат 13 мая.

Бонус-трек: еще несколько отличных фильмов из лонг-листа «Оскара», которые заслужили хотя бы номинацию

«Солнечные дети», реж. Маджид Маджиди, 2020

Иранский вариант «Педагогической поэмы» Макаренко — о жизни беспризорников под началом душевного и деятельного директора школы. Много солнца, детства и национальной кинотрадиции. Кстати, фильм вошел в шорт-лист из девяти картин, но не влез в номинацию.

«Дорогие товарищи», реж. Андрей Кончаловский, 2020

Российская историческая драма Андрея Кончаловского о Новочеркасском расстреле категорически недооценена за рубежом — всего лишь приз жюри (3-е место) на Венецианском фестивале, и все. Маловато будет, ведь кино мощное.

«Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска, Михал Энглерт, 2020

Один из самых причудливых и загадочных фильмов 2020 года — в польской драме о волшебном массажисте сыграл главную роль Алек Утгофф, украинский актер, которого прославила роль в «Очень странных делах».

«Ночь», реж. Джанфранко Рози, 2020

Гениальный итальянский документалист Джанфранко Рози продолжает осмыслять глобальные катаклизмы, в этот раз в его фокусе — война в Сирии. При этом в фильме нет ни единого выстрела — и даже слов немного, и все по делу.

«Уроки фарси», реж. Вадим Перельман, 2020

Белорусскую оскаровскую заявку вовсе дисквалифицировали — распознали в ней слишком мало, собственно, белорусского творческого соучастия. Хотя можно было бы и не буквоедствовать — эта прихотливо придуманная драма о Холокосте подрывает устои жанра и переосмысляет их благодаря мощнейшей игре немецкого актера Ларса Айдингера («Матильда») в роли нацистского офицера.

Награждение

Награду ожидаемо взял всеобщий любимец Томас Винтерберг за фильм «Еще по одной». Что закономерно, ведь он, как и прочие лауреаты «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке уже был отмечен многими почетными наградами, а кроме того полюбился широкой публике во всем мире. Отныне «Еще по одной» — лучший фильм по мнению трех киноакадемий: британской, европейской и американской. О других лауреатах 93-й церемонии OSCARS читайте в нашем финальном материале, в котором вы также найдете полный список лауреатов «Оскара-2021».

Смотрите подборку топ-фильмов, которые остались без «Оскара»

Читайте ещё: