Опубликовано 27 февраля 2021, 04:30

Не то фильм, не то фестиваль: Что снится Морту Рифкину

Поделиться:
Не то фильм, не то фестиваль: Что снится Морту Рифкину

Рассказываем о шедеврах мирового кино, которые цитирует Вуди Аллен в своем новом фильме.

Морт Рифкин (Уоллес Шоун) — пожилой брюзжащий житель Нью-Йорка. Когда-то он читал курс лекций по истории кино, а сейчас пишет монументальный роман. Пока текст не закончен, можно верить в лучшее. В профессиональном плане Рифкин — человек несостоявшийся.

tild3866-6639-4665-b534-323366313032__-__empty__wa19_0814_0540

tild3866-6639-4665-b534-323366313032__-__empty__wa19_0814_0540

В личной жизни счастья тоже нет. Вместе с красавицей-женой Сью (Джина Гершон) Морт отправляется на кинофестиваль в испанский Сан-Себастьян. Супруга, энергичная пиарщица, ни на шаг не отходит от своего клиента — модного французского режиссера Филиппа (Луи Гаррель). Морт подозревает, что жена ему изменяет. Немолодой американец гуляет по залитому солнцем городу вместе с новой знакомой — милой и общительной испанкой Джо (Елена Анайя).

Для Рифкина любимое черно-белое кино — и зона комфорта, и энциклопедия жизни. В его голове проходит альтернативный фестиваль. Главный герой претендует на роль большого специалиста по европейскому кино, при этом вспоминает только признанных гениев и очевидные шедевры. Возможно, у Морта и нет ничего своего, а его знания поверхностны.

Не то фильм, не то фестиваль: Что снится Морту Рифкину

Самоиронии Вуди Аллену, конечно, не занимать. Роль его альтер эго исполняет Уоллес Шоун (впервые он снялся у Аллена в «Манхэттене» более 40 лет назад), ходячая пародия на нью-йоркского интеллектуала. Американский классик не может удержаться и посмеивается над современным кинематографом: все эти фестивальные штучки ему не интересны, лучше сразу обратиться к вечному — Бергману, Феллини и Годару. Режиссер, с одной стороны, вспоминает кумиров и низко кланяется им. Все они снимали, когда были молоды и Рифкин, и Аллен. Любимые фильмы — это немножко тоска по юности. С другой стороны, Вуди спокойно признается: да, я уже дедушка, могу и хочу говорить только о том, что мне нравится. И не страшно, что повторюсь. Классика на то и классика, чтобы обращаться к ней вечно. Пусть другие оригинальничают.

Характерны и синефильские приколы режиссера. Луи Гаррель играет режиссера Филиппа — буквально своего отца Филиппа Гарреля. Рифкин (и, видимо, Аллен) делает выбор в пользу более известных авторов — тех, кто был на гребне «новой волны». Но обратимся к снам несостоявшегося кинокритика. Они охватывают всю его жизнь: с детских лет до седин и морщин.

«Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс, 1941

tild6334-3033-4463-b530-636663333466__-__empty__rosebud

tild6334-3033-4463-b530-636663333466__-__empty__rosebud

В первой сцене шедевра Орсона Уэллса умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн. «Роузбад» — последнее произнесенное им слово. Журналисты на протяжении всего фильма пытаются выяснить, что это значит, а зрители знакомятся с биографией миллиардера. Рифкин представляет себя Кейном и тоже умирает, оставляя тайное послание — «Роузбадник» вместо «Роузбада». Как и в оригинальном фильме, это написано на детских саночках главного героя. Морт мечтает быть большим и важным человеком. Он немолод и знает, что жить осталось недолго. Пожилой мужчина хочет, чтобы его смерть не осталась незамеченной. Пусть, как в фильме, журналисты со всего мира будут пытаться разгадать загадку последнего слова Морта Рифкина.

Гражданин Кейн
Рейтинг: 8IMDb: 8.3
1941, Драмы, Приключения, Детективы, 119 мин
США, 16+
Режиссер: Орсон УэллсГлавные роли: Орсон Уэллс, Джозеф Коттен, Дороти Коминьоре, Агнес Мурхед, Рут Уоррик, Рэй Коллинз

«8 с половиной», реж. Федерико Феллини, 1963

tild3031-6563-4334-b334-633962376639__-__empty__hq_cucdzrtwpt

tild3031-6563-4334-b334-633962376639__-__empty__hq_cucdzrtwpt

На новую картину Гвидо Ансельми (великая роль Марчелло Мастроянни) продюсеры потратили большие деньги: построены декорации, актеры уже на съемочной площадке, но режиссер в творческом кризисе. Он попросту не знает, о чем хочет снять фильм. Источник вдохновения он ищет в детских воспоминаниях. Рифкин представляет себя феллиниевским героем — большим художником в тупике. Но, конечно же, это временное явление, очень скоро роман Морта будет дописан. Во сне он только и делает, что оправдывается перед людьми из своего прошлого, почему его задатки писателя пока так и не были реализованы.

8 с половиной
Рейтинг: 7.98IMDb: 8.1
1963, Драмы, 138 мин
Италия, Франция, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале, Анук Эме, Катерина Боратто, Барбара Стил, Сандра Мило

«Жюль и Джим», реж. Франсуа Трюффо, 1962

tild3665-3833-4338-a462-326666346437__-__empty__jules_et_jim_2

tild3665-3833-4338-a462-326666346437__-__empty__jules_et_jim_2

Париж, начало XX века. Друзья — австриец Жюль и француз Джим — сражаются за сердце роковой Катрин в исполнении Жанны Моро. Девушка отвечает обоим товарищам взаимностью. В одной сцене все трое едут на велосипедах: Катрин и Джим рядом, а Жюль чуть отстает от них.

Во сне Рифкина сам Морт — Жюль, а впереди едут и мило воркуют жена Сью и ненавистный Филипп. Муж понимает, что супруга рано или поздно уйдет от него, — ведь она уезжает вместе с французским режиссером. Рифкин понимает, что эта парочка оторвалась от него и ему не удастся их догнать.

Жюль и Джим
Рейтинг: 7.64IMDb: 7.9
1962, Драмы, 101 минут
Франция, 16+
Режиссер: Франсуа ТрюффоГлавные роли: Жанна Моро, Оскар Вернер, Анри Серр, Ванна Урбино, Борис Басяк

«Мужчина и женщина», реж. Клод Лелуш, 1966

tild3763-6634-4136-b733-646331636133__-__empty__scale_1200

tild3763-6634-4136-b733-646331636133__-__empty__scale_1200

В фильме Лелуша вдовец Жан-Луи и вдова Анна знакомятся случайно. Они отводят детей в пансион в пригороде, начинается дождь. Мужчина вызывается подвезти женщину до дома на Монмартре — высочайшей точке Парижа. Так начинается их роман.

Морт грезит и Монмартром, и новой любовью. За рулем — Джо. Рифкин с реализмом смотрит на потенциальные отношения с красавицей-испанкой. Даже в мечтательном сне их разговоры сводятся к состоянию его сердца и уровню холестерина в крови. Романтикой тут и не пахнет.

Мужчина и женщина
1966
Франция, 16+

«На последнем дыхании», реж. Жан-Люк Годар, 1960

tild3835-3430-4761-b139-343936353831__-__empty___9

tild3835-3430-4761-b139-343936353831__-__empty___9

В Сан-Себастьяне Морт единственный раз выбирается в кино — вместе со Сью и Филиппом он идет на показ классического фильма Жан-Люка Годара. На экране молодые герои-авантюристы в исполнении Жан-Поля Бельмондо и Джин Сиберг залезают под белую простыню.

Спустя мгновение на этой же кровати сидят Морт и Сью. Они обсуждают творчество Филиппа, а потом придумывают кандидатов для секса втроем. А под простыней Рифкину неудобно и душно. О чем сон? Никакого юношеского задора и жажды приключений в нем уже нет. В жизни вряд ли что-то изменится — останутся только пустые разговоры.

На последнем дыхании
Рейтинг: 7.8IMDb: 7.7
1960, Драмы, Криминальное, 90 мин
Франция, 16+
Режиссер: Жан-Люк ГодарГлавные роли: Джин Сиберг, Жан-Поль Бельмондо, Ван Доуде, Жан-Люк Годар, Ришар Бальдуччи, Даниэль Буланже

«Персона», реж. Ингмар Бергман, 1966

Не то фильм, не то фестиваль: Что снится Морту Рифкину

Две женщины Морта, Джо и Сью, предстают в образах внезапно замолчавшей актрисы Элизабет (Лив Ульман) и присматривающей за ней Альмой (Биби Андерссон). У Бергмана в одной из сцен Альма просыпается среди ночи и видит, что Элизабет не спит. Женщины обнимаются и молчат. У Рифкина Джо и Сью тоже обнимаются. Но потом Сью рассказывает, что могла много раз изменить мужу, но всегда была верна ему. Джо же окончательно сводит сцену к фарсу, заявляя, что у Морта всего один грех: он смотрит фильмы с субтитрами.

Вуди Аллен, большой поклонник Бергмана, иронизирует над своей любовью к черно-белому европейскому кино, такому скучному для многих зрителей. Еще и слова внизу экрана нужно читать!

Персона
Рейтинг: 7.6IMDb: 8.1
1966, Триллеры, Драмы, 83 минут
Швеция, 16+
Режиссер: Ингмар БергманГлавные роли: Биби Андерссон, Гуннар Бьёрнстранд, Лив Ульман, Маргарета Крок, Ёрген Линдстрём

«Ангел-истребитель», реж. Луис Бунюэль, 1962

tild6436-3866-4339-b162-353464623833__-__empty__elangelexterminador

tild6436-3866-4339-b162-353464623833__-__empty__elangelexterminador

Во сне Морта за большим столом сидят богатые гости, среди них Сью и Филипп. На вечернее торжество с пистолетом приходит муж Джо. В фильме Луиса Бунюэля богатые буржуа не могли по непонятным причинам покинуть роскошную столовую — у Вуди Аллена герои тоже застревают в одном помещении. Эта коллизия становится метафорой токсичных отношений, из которых никак не может выйти Джо, так очаровавшая пожилого писателя.

Ангел-истребитель
Рейтинг: 7.63IMDb: 8.2
1962, Артхаус, Фантастика, Драмы, 89 минут
Мексика, 16+
Режиссер: Луис БунюэльГлавные роли: Сильвия Пиналь, Энрике Рамбаль, Клаудио Брук, Хосе Бавьера, Аугусто Бенедико

«Земляничная поляна», реж. Ингмар Бергман, 1957

tild3665-3630-4066-a462-636664366138__-__empty__s-34fa2bf13ae5139c60

tild3665-3630-4066-a462-636664366138__-__empty__s-34fa2bf13ae5139c60

Вновь столовая, теперь обед, все гости в белом. Между Мортом и его братом сидит девушка. Когда-то она встречалась с Мортом, но вышла замуж за брата. Рифкин водил девушку на «Красную пустыню» Антониони и «В прошлом году в Мариенбаде» Рене, и она чуть не умерла от скуки. Кажется, любовь к европейскому кино уже давно портит жизнь Морту.

Позднее, как и Исак Борг из «Земляничной поляны», Рифкин подслушивает разговор бывшей возлюбленной и брата и узнает о себе много неприятного. Спустя годы Морту открывается правда, появляется возможность взглянуть на себя со стороны и узнать, что окружающие считают его снобом.

Земляничная поляна
1957
Швеция, 16+

«Седьмая печать», реж. Ингмар Бергман, 1957

Не то фильм, не то фестиваль: Что снится Морту Рифкину

Как и рыцарь в исполнении Макса фон Сюдова, Рифкин вынужден сыграть со Смертью партию в шахматы на скалистом побережье океана. В черном балахоне на месте Бенгта Экерота — Кристоф Вальц, а ставка всё та же — жизнь. Победить в этой партии Морту не суждено, но зато Смерть можно заболтать.

Тот же трюк, но уже со зрителями, вновь проделывает Вуди Аллен. Легко и непринужденно.

Седьмая печать
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.2
1957, Драмы, 92 мин
Швеция, 16+
Режиссер: Ингмар БергманГлавные роли: Гуннар Бьёрнстранд, Бенгт Экерот, Нильс Поппе, Макс фон Сюдов, Биби Андерссон, Инга Гилль

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке