Кино и вино: Фильмы, в которых крепкие напитки играют важную роль

Почти в каждом фильме можно увидеть, как герои пьют алкоголь. Но некоторые картины специально посвящены этой теме. Мы выбрали лучшие.
18+

«В винном отражении», реж. Виталий Музыченко, 2019

Киноальманах включает четыре не связанных общим сюжетом новеллы. Их герои оказываются в смешных и печальных ситуациях, будут терять и находить себя, и каждый раз бесстрастным свидетелем их переживаний окажется вино. В первой зарисовке во Франции сталкиваются два ценителя вина; во второй стареющий грузинский винодел не знает, кому передать любимое дело; в третьей крепкий напиток сыграет важную роль в судьбе двух лондонских артистов; в четвёртой итальянский священник сталкивается с искушением продать винные погреба богачу-иностранцу.
Смотреть фильм «В винном отражении»
«В винном отражении» — первый российский художественный фильм о древнем и благородном напитке. Все его создатели так или иначе связаны с вином. Например, режиссер Виталий Музыченко в течение 15 лет работал профессиональным сомелье. В прошлом году картина с успехом путешествовала по фестивалям: на киносмотре в Сиэтле она победила сразу в двух номинациях — «Лучший сценарий» и «Лучший продакшн».

«Потерянный уик-энд», реж. Билли Уайлдер, 1945

Дон (Рэй Милланд) — писатель-неудачник, который пьет вместо того, чтобы работать. Это беспокоит его брата Уика (Филип Терри) и его подругу Хелен (Джейн Вайман). Они изо всех сил пытаются повлиять на Дона, но чаще всё больше злятся на его иррациональное поведение. Действие фильма разворачивается в один из уик-эндов, в ходе которых братья должны были покинуть город подальше от соблазнов. Но в последний момент Дон меняет планы, и, как обычно, направляется в бар.
Кадр из фильма «Потерянный уикэнд»
Драма Билли Уайлдера о проблеме, с которой по статистике сталкивается каждый двенадцатый американец, получила «Оскар» за лучший фильм 1945 года. Намерения режиссера изначально были далеки от морализаторства. Просто Уайлдер только что воочию увидел, как бывший алкоголик Рэймонд Чендлер вновь взялся за свое, после их совместной напряженной работы над сценарием «Двойной страховки». Создавая «Потерянный уик-энд», Уайлдер хотел получше понять Чендлера.
Фильм «Потерянный уикэнд»
Сценарий этого нуара без преступления и наказания Уайлдер написал в соавторстве с Чарльзом Брэкеттом. В своей истории авторы без лишних драм и ненужных конфликтов сосредоточились на повседневных деталях алкоголизма, которые сами по себе создают нужную мрачную атмосферу. Основная цель Дона — выпить, и каждую сцену его преследует эта деструктивная, изнурительная потребность. Также Уайлдер несколько купировал гомосексуальный подтекст романа Чарльза Р. Джексона, по которому написан сценарий. По сюжету Дона ожидает спасение в виде любви к прекрасной девушке. Однако даже сам Уайлдер несколько скептически относится к финалу: «Мы не говорим, что человек излечился. Мы просто пытаемся предположить, что если он сможет не пить достаточно долго, чтобы опять начать писать, то какая-то надежда есть».
Интересно, что первая тестовая аудитория безудержно смеялась над пьяными выходками Дона, в то время как руководители Paramount испытывали искушение отложить фильм: ликеро-водочная промышленность предложила пять миллионов долларов только за то, чтобы картина не вышла на экраны.

«Коктейль», реж. Роджер Дональдсон, 1988

Бывший солдат Брайан Фланаган в исполнении Тома Круза надеется добиться успеха в Нью-Йорке сразу после дембеля. Но после того, как ему отказали буквально на каждом собеседовании, он устраивается работать в баре Дага Кафлина (Брайан Браун). В итоге Брайан становится прирожденным барменом и планирует открыть собственное заведение. Но рано или поздно друзья ожидаемо ссорятся, и герой Тома Круза уезжает работать на Ямайку, чтобы там встретить свою любовь и задаться наконец вопросом, чего он хочет в жизни.
Фильм «Коктейль» в Okko
У Тома Круза достаточно обаяния, чтобы внушить зрителям, что пить — это чертовски интересное занятие. Но и Брайан Браун участвует в этом шоу не меньше, его Даг — эдакий Оби-Ван для «Люка» Брайана. Он знает миллион грязных трюков в барменской индустрии. Грубое остроумие Дага делает его очаровательным, но в то же время он из тех персонажей, кого приятно ненавидеть. Фильм является своеобразной версией «Уолл-стрит» в сфере обслуживания. Перефразируя сюжет, в «Коктейле» отважный новичок под руководством известного специалиста добивается успеха, но вынужден идти на сомнительные поступки. Ну и еще, где вы увидите Тома Круза, жонглирующего бутылками?

«Пьянь», реж. Барбет Шредер, 1987

Алкоголизм может быть и воспет, несмотря на его пагубную сущность. Именно это мы наблюдаем в фильме «Пьянь», снятом по произведению Чарльза Буковски, который, как известно, и сам любил выпить. Хэнк (Микки Рурк) — бродяга из Лос-Анджелеса, его существование довольно жалко, пока он однажды не встречает Ванду (Фэй Данауэй). Девушка выглядит стильно, но также странно напоминает обычных посетительниц злачных мест. Эта встреча становится для Хэнка и Ванды роковой, превращая их жизни в поэзию, которая трогает и вдохновляет.
Кадр из фильма «Пьянь»
На Микки Рурке роль опустившегося алкоголика сидит как влитая. В ту пору он и сам изрядно заливал за воротник, чем разрушил свою внешность и карьеру. Возможно, это его собственное отчаяние и замешательство так ярко оживают под прицелом камеры. Тем более, что между Рурком и Данауэй существует настоящая кинематографическая химия, которая то увлекает, то гипнотизирует, то угнетает. Режиссер Барбет Шредер был верен исходному материалу Буковски, поэтому в картине много пьют и занимаются сексом. «Пьянь» — это не просто мощное экзистенциальное высказывание о жизни битников, это сама жизнь Буковски, воплощенная на экране.

«Покидая Лас-Вегас», реж. Майк Фиггис

После того, как Бен (Николас Кейдж) теряет работу в Лос-Анджелесе, он направляется в Лас-Вегас, американскую мекку жадности и гламура. Бен вовсе не собирается играть в азартные игры, он намерен снять комнату в дешевом мотеле, купить столько выпивки, сколько может себе позволить, и напиться до смерти. По его оценке, это займет всего несколько недель. Когда он видит бредущую по улице проститутку Серу (Элизабет Шу), он предлагает ей пятьсот долларов за час. Бену нужен не секс, а чуткий собеседник. Так начинаются душераздирающие отношения этих двоих, в которых на фоне отчаяния, одиночества и самоуничтожения расцветает безусловная любовь. Единственная просьба Бена к Сере — это никогда не пытаться удержать его от алкоголизма.
Фмльм «Покидая Лас-Вегас»
Примерно в то самое время, когда Майк Фиггис начал производство «Покидая Лас-Вегас», Джон О'Брайен, автор книги, на которой основан фильм, выстрелил себе в голову. Эта история, по словам отца О'Брайена, является предсмертной запиской его сына. Поэтому «Покидая Лас-Вегас» обладает трансцендентной красотой и невыносимой болью в равной степени. Кроме того, в фильме можно наблюдать как никогда яркую игру Николаса Кейджа, у которого к тому времени уже накопился изрядный опыт погружения в алкогольный контекст. Не уступает ему и Элизабет Шу, которая сыграла героиню с едва уловимой тенью былого гламура, полную печальной тускнеющей красоты, доброты и смирения.

«Ромовый дневник», реж. Брюс Робинсон, 2011

Знаменитый гонзо-журналист Хантер С. Томпсон долгое время был вдохновителем и другом Джонни Деппа. Депп познакомился с Томпсоном, когда готовился сыграть его в фильме 1998 года «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — писатель и актер знатно затусили. Тогда же Депп обнаружил один неопубликованный роман, написанный Томпсоном в 1961 году, и помог с изданием книги. А десяток лет спустя уговорил бывшего писателя и режиссера Брюса Робинсона адаптировать эту книгу для экрана. До этого Робинсон снял насквозь проспиртованный культовый фильм 1987 года «Уинтелл и я», который, как и роман Томпсона, является полуавтобиографическим.
Смотреть «Ромовый дневник» в Okko
Экранное альтер-эго Томпсона, Пол Кемп (Джонни Депп) прилетает в Пуэрто-Рико из Нью-Йорка, чтобы устроиться на работу в англоязычной газете, испытывающей трудности. Он смертельно пьян уже на встрече со своим новым боссом и делит квартиру с фотографом, страстным фанатом выпивки и петушиных боев. Их случайный третий сосед по комнате — развратный поклонник Гитлера, торгующий 470-процентным алкоголем и новым наркотиком, настолько умопомрачительным, что ФБР «скармливает его коммунистам». Кемп обживается на новом месте и обнаруживает, что его возбуждают две вещи: тяжелое положение местных жителей и кокетливая белокурая красавица Шено (Эмбер Херд), которая живет с самодовольным дельцом Сандерсоном (Аарон Экхарт). История показывает, что плохое поведение необязательно приводит к написанию блестящих статей. Поэтому в основном зрители наблюдают, как Кемп напивается до чертиков, а после желает восстановить водный баланс любой ценой, даже с помощью чаши с золотой рыбкой.

«Доля ангелов», реж. Кен Лоуч, 2012

Хотя Кен Лоуч далеко не мастер юмора, он снял настоящую комедию. Разношерстная группа молодых преступников, сыгранных непрофессиональными актерами, в городском суде Глазго признает себя виновной в различных преступлениях. Их игривое поведение контрастирует с торжественностью судьи в парике. Большинство правонарушений весьма незначительны: мелкие кражи, порча памятников, пьянство в общественных местах. Однако один из обвиняемых, Робби (Пол Брэнниган) спасается от очередного тюремного заключения только потому, что его девушка на восьмом месяце беременности. Робби решает стать хорошим отцом, но похоже, вся вселенная против него, включая жестокого отца его избранницы. Сюжет, юмор и мораль в этом фильме связывает алкоголь, а, именно — шотландский виски.
Фильм «Доля ангелов»
Робби и его товарищи узнают о чрезвычайно ценном старом виски, выставленном на аукцион на винокурне, и планируют технологичное ограбление. Воры считают, что виски — часть шотландского наследия. Экскурсия по винокурне, которую они проходят до этого, представляет собой прекрасное мокьюментари о напитке, его истории, производстве и оценке потребителей. В целом, «Доля ангелов» — это словно скрестить «Подозрительных лиц» с такой шотландской классикой, как «Виски в изобилии» Александра Маккендрика (1949) и «Это щемящее чувство» Билла Форсайта (1979).

«Собутыльники», реж. Джо Сванберг, 2013

В этом фильме само место работы героев располагает к распитию. Оливия Уайлд играет менеджера крафтовой пивоварни Кейт. Ее связывают платонические отношения с коллегой Люком (Джейк Джонсон). Парня и девушку влечет друг к другу, но все без толку: оба состоят в серьезных отношениях. Люк живет с неуверенной в себе Джилл (Анна Кендрик), в то время как Кейт встречается с обаятельным Крисом (Рон Ливингстон).
Смотреть «Собутыльники»
Зрителям остается только наблюдать за этим квартетом и ждать, пока развалятся моногамные отношения героев. Джо Сванберг дает для таких предположений много поводов — это и ночная поездка на пляж, которую пары считают безобидной прогулкой и которая идет наперекосяк, и постоянные совместные пивные посиделки Кейт и Люка.

«Армагеддец», реж. Эдгар Райт, 2013

Заключительная часть трилогии Эдгара Райта. Две первые — «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые». Британский автор оставил лучшее напоследок, сняв самобытную научно-фантастическую комедию, которая слегка подмигивает режиссерам Джо Корнишу и Бену Уитли. Как и в предыдущих двух фильмах, в центре сюжета безнадежные инфантилы, все более неуверенные в себе в этом пугающем мире.
Фильм «Армагеддец» в Okko
Саймон Пегг играет Гэри Кинга, парня за сорок, который достиг своего пика в средней школе. У него всё еще тот же стиль, машина, поведение, что и в подростковом возрасте — длинное пальто и юмор, имитирующий Нео из «Матрицы». Самым классным моментом в его жизни была попытка в восемнадцать лет прогуляться по пабам со своими товарищами в их родном городе Ньютон-Хейвен. Но тогда они были слишком пьяны, чтобы довести прогулку до конца. С лицом отчаявшегося неудачника Гэри собирает старую банду, чтобы покончить с этим делом. Его друзья — парни среднего возраста: Энди (Ник Фрост), Питер (Эдди Марсан), Оливер (Мартин Фриман) и Стивен (Пэдди Консидайн) — соглашаются неохотно. Компании предстоит испытать не только ностальгический забег с запоем, но и нечто совсем уж необыкновенное.
Читайте ещё: