«Жизнь пролетает по щелчку»: Интервью с Александром Фоминым — режиссером фильма «Дорогая, я больше не перезвоню»
Кинокомпания ID Production и онлайн-кинотеатр Okko, при участии телеканала «Россия» и Национальной Медиа Группы, приступили к съемкам фантастической комедии «Дорогая, я больше не перезвоню» с Никитой Ефремовым в главной роли. Актер играет трудоголика-рекламщика Даню, который живет мечтами о «прекрасном» будущем. Всё меняется, когда Даня впадает в кому и оказывается в распределителе загробного мира, который выглядит как аэропорт. Размышляя о том, как докатился до жизни такой, герой заглядывает в бар «Дорогая, я больше не перезвоню». Мы съездили на съемки, которые проходят в павильонах «Мосфильма», поговорили с режиссером Александром Фоминым и узнали, что есть «настоящая» жизнь, почему люди откладывают всё на потом, а также где лучшее «похмельное» место в Москве.
— Расскажите о фильме в двух словах.
Александр Фомин: Моя работа о том, что не нужно ничего откладывать на завтра. Потому что никто не знает, каким оно будет, да и наступит ли оно вообще, это завтра?
— Основное действие будет происходить в баре «Дорогая, я больше не перезвоню»?
Александр Фомин: Отчасти да. Но главная локация — аэропорт, из которого отправляются рейсы в ад или рай. Это своеобразный предбанник загробного мира. И если обычно распределение по направлениям проходит быстро, то герой Ефремова застревает в аэропорту на неизвестный срок, потому что находится в коме.
Сперва я думал, что продюсеров тема смерти испугает, но все встретили идею с энтузиазмом. Хорошо шутить о том, чего боишься.
— Почему такое название?
Александр Фомин: Я назвал фильм в честь своего любимого бара юности «Дорогая, я перезвоню». Дело в том, что все локации картины связаны с воспоминаниями героя о земной жизни. Я подумал, что бар из его воспоминаний может быть таким же, как и у меня. А это — бар из нулевых/десятых, в который я ходил на «Маяковке».
— Он же до сих пор работает в Москве.
Александр Фомин: К сожалению, на «Маяковской» он уже закрылся. Филиал есть на «Новокузнецкой». Но того самого первого, трушного уже не вернуть.
— Я вспоминаю ваш сценарный проект «Бар „Один звонок“» и еще не вышедший фильм «Бархоппинг». Вы, видимо, хорошо знакомы с барной культурой?
Александр Фомин: Я люблю ходить по барам, люблю бархоппинг. Но в этой сфере я не работал, был лишь гостем. И да, так уж получилось, что три моих проекта связаны с барами.
— А на какие (кино)заведения вы опирались, создавая дизайн интерьера вашего бара?
Александр Фомин: В целом во всём фильме мы опирались на живопись. Каждая локация связана с конкретным художником. Ведь главный герой у нас рекламщик, и у него референсное мышление. Он всегда подбирает картинки для заказчиков, как примерно всё будет выглядеть, в каком стиле. Бар у нас оформлен в духе Ван Гога, аэропорт под стать Антонио Гауди, интерьеры кабинетов сделаны с оглядкой на Хоппера. Также обещаем Рериха и Босха. Я когда-то сам имел опыт съемок рекламы, и у меня много друзей в этой сфере.
— Как бы вы описали времяпрепровождение в баре? Ведь в настоящей жизни это тоже не самое простое место.
Александр Фомин: Это эскапизм такой. Бар — безопасное и спокойное место, сейфспейс. Где можно чуть отстраниться от реальности, посидеть и подумать.
— А какие ваши любимые места?
Александр Фомин: Очень много моих любимых мест мы сняли в «Бархоппинге»: Noor, Black Swan, «Китайский летчик Джао Да». Это классное место на Китай-городе. И все, к слову, удивлялись, что «Джао Да» до сих пор работает. Он известен выступлениями начинающих рок-групп, из которых какая-нибудь да выстрелит. Еще люблю «СУП-кафе» на Белорусской — лучшее похмельное место, чтобы завершить бархоппинг.
— Ориентировались ли вы, разрабатывая протагониста, на других героев-рекламщиков? Может, на Дона Дрейпера из «Безумцев»?
Александр Фомин: Нет. Сюжеты своих работ обычно идут от меня самого. В данном случае я ориентировался на свое профессиональное прошлое. Когда ты много вкалываешь, сразу в нескольких проектах, а саму жизнь как бы оставляешь на потом.
— Синдром отложенной жизни?
Александр Фомин: Да, корни которого растут из детства. Мы так настроены, что надо потерпеть, а потом настанет идеальная жизнь, которую мы себе нафантазировали. Типа, потом погуляешь, сейчас учись-трудись, получишь хорошую работу, заработаешь много денег — и вот тогда кайфанешь.
— То есть жизнь, которая невозможна?
Александр Фомин: Ну… это как лотерея. Никогда не угадаешь. Смысл в том, чтобы не зацикливаться. Мечтать — здорово, но надо быть готовым к тому, что всё легко может пойти не по плану.
— Расскажите про персонажа бармена. Он своего рода психолог или проводник?
Александр Фомин: Практически все, кого встречает герой Ефремова, выступают как проводники, которые знакомят его с потусторонним миром. И в частности бармен, да. Он воплощает маскулинность, брутальность. Для противовеса есть также женский персонаж, которая отвечает за феминные черты. Инь и ян.
— То есть Даня застрял еще и в кризисе маскулинности?
Александр Фомин: У него множество проблем. Опять же, все, кого он встречает, так или иначе отзеркаливают его мечты и страхи. Они как бы его двойники, только гиперболизированные для комедийного эффекта.
— А чем продиктована фиксация персонажа на идеальной жизни? Влияние соцсетей?
Александр Фомин: Отчасти соцсети оказывают сильное влияние. В них ведь представлена жизнь, несколько отретушированная. Например, у Дани есть муза из OnlyFans, с которой он мечтает встретиться. Но он уверен, что сейчас не готов к этому. Ни с финансовой, ни с психологический точки зрения. А вот потом, когда у него уже будет вилла и дорогая машина, он приедет за ней.
Ну и глобально — всё та же установка на потрудиться, а потом кайфовать. Это отчасти перекликается с моим первым фильмом «Молодой человек». В нём мама главного героя говорит сыну: «Ты сейчас оценки зарабатываешь, у тебя будет всё хорошо, а твои друзья будут по помойкам лазить». И это, конечно, заблуждение.
— Вам в целом свойственна критика «достигаторства»?
Александр Фомин: Не сказал бы, я не критикую это как жизненную концепцию. Пожалуйста, достигайте, стремитесь, сколько хотите. Я сам такой. Тут скорее критика того, что мы живем либо в мечтах, либо в воспоминаниях. А наше «сейчас» всегда недооцениваем, пропускаем, не замечаем. Можешь быть достигатором, но не забывай остановить мгновение.
Вся жизнь пролетает по щелчку. Мне еще вчера было 15 лет, а сегодня уже 35 и я делаю свой четвертый проект. Где-то лет десять назад я себе нафантазировал, что у меня к этому возрасту будут все награды мира, даже речь придумал для премии «Оскар». И если бы я зациклился на этих фантазиях, то сейчас бы легко мог впасть в депрессию. Но суть в том, что надо попроще к этому относиться.
— А на данный момент у вас какая цель как у режиссера?
Александр Фомин: Хочу снять фильм, который будут пересматривать, скажем, несколько раз в год. Например, такой как «День сурка» или «Назад в будущее». Их буквально крутят раз в месяц, и ты всё равно с удовольствием смотришь. Фестивали — хорошо, но вот фильм, который стал бы частью культурного кода или киноистории, это уже более долговечно.
— Идея вашего фильма действительно соотносится с «Днем сурка». Если шире, это такой «роман перевоспитания». Опирались ли вы на литературные источники? Может, что-то перечитывали?
Александр Фомин: Не зря героя зовут Даниил Олейник. Это отсылка к Данте Алигьери — самые созвучные имя и фамилия, которые получилось подобрать на русском языке. В целом «День сурка» или «Семьянин» с Николасом Кейджем были для меня референсами. В этих историях персонажи сталкиваются со своими гиперболизированными проблемами. В них есть фантастическая условность — повторяется один день или проигрываются события прошлого, — которая позволяет герою встретиться лицом к лицу со своей болью и победить ее. В реальности такая борьба может занять чуть ли не всю жизнь, но кино всё укладывает в полтора-два часа.
Еще можно вспомнить «Тайну Коко». Но всё равно никто не поверит, что я сначала написал сценарий и уже только потом увидел мультфильм.