Опубликовано 26 сентября 2023, 13:19
6 мин.

Взгляд в камеру: Зачем кино ломает четвертую стену

Поделиться:
Взгляд в камеру: Зачем кино ломает четвертую стену

В подписке Okko вышли уже три эпизода драмеди «Ира». Главная героиня — затюканный клерк из МФЦ, которая пытается выяснить, от кого она забеременела. По ходу сезона девушка то и дело обращается к зрителю и (на манер британского телешоу «Дрянь») берется рассуждать о злободневных темах: ипотека, ночной перекус, уборка в доме и так далее. Как известно, взгляд в камеру — давний троп, и используется он не только в комедии. Вспоминаем историю приема и объясняем, зачем кино ломает четвертую стену.

Ира
Рейтинг: 7.7IMDb: 5.6
Жанры: Комедия, Драмы
2023, 1 сезон
Россия, 18+
Режиссер: Алим БесчоковГлавные роли: Ингрид Олеринская, Светлана Камынина, Максим Стоянов, Иван Купреенко, Григорий Калинин, Андрей Федорцов

Комментарий к действию

Кадр из фильма «Большое ограбление поезда»

Кадр из фильма «Большое ограбление поезда»

реж. Эдвин Портер, 1903

В 1903 году пионер американского кино Эдвин С. Портер снял «Большое ограбление поезда». 12-минутный вестерн о налетчиках из «Дикой банды» тут же стал прокатным хитом и удостоился разворота в The New York Times. Еще бы: в «Ограблении» был законченный нарратив, эффектный экшен, параллельный монтаж и натурные съемки — для начала XX века это было невиданное зрелище. И, конечно, его главный аттракцион — это финальный кадр: хмурый усач в ковбойской шляпе медленно направляет кольт в камеру и жмет на курок. Зритель (как гласят киноведческие апокрифы) испугался экранной пули не меньше, чем поезда на вокзале Ла-Сьота, и некоторые ковбои в кинозале, говорят, стреляли по экрану в ответ.

«Ограбление» — редкий случай, когда взгляд в камеру играет роль хоррор-тропа (впрочем, ледяной взор Носферату или сатанинская ухмылка Нормана Бейтса, которая позже станет прообразом для знаменитого Kubrick stare, — тоже отличные примеры). Гораздо чаще четвертую стену ломают комедии — и неспроста: еще в докинематографическую эпоху реплики a parte были важной частью сценической комедии. По сути, это была речь в сторону, попутный комментарий к действию, который адресуется зрителям и обнажает комизм происходящего. Позже тот же прием перекочевал в кино — начиная с нафталиновых юморесок братьев Маркс (в «Лошадиных перьях» Граучо прямо в камеру поясняет смысл своих безрассудных действий) и заканчивая хулиганскими пародиями Мэла Брукса и «Монти Пайтон». Взять хотя бы их «Поиски священного Грааля» (1975): там, к примеру, в одной из сцен герой Майкла Пейлина обращается к закадровому оркестру и просит остановить музыку.

Кадр из фильма «Энни Холл»

Кадр из фильма «Энни Холл»

реж. Вуди Аллен, 1977

Стоит упомянуть и Вуди Аллена, одного из зачинателей американского стендапа, который регулярно использовал в своих интеллектуальных ромкомах развернутые монологи на камеру (тут, очевидно, сказался опыт его сольных выступлений). Классический пример — это, конечно, «Энни Холл».

Дистанцированность от сюжета

Кадр из фильма «Китаянка»

Кадр из фильма «Китаянка»

реж. Жан-Люк Годар, 1967

Нельзя сказать, что «Ограбление» Портера — уникальный случай в раннем кино. В эпоху кинопримитивов разного рода подмигивания на камеру были весьма регулярным явлением. Чаплинский коротыш «Детские автомобильные гонки» (1914), где весь комизм строится на сломе четвертой стены, — яркий тому пример. Лишь позже кинематограф отказался от подобной водевильной эстетики и как бы закрылся от зрителя, забыл о его существовании. Нерушимость четвертой стены стала в итоге чуть ли не главной конвенцией киношного мейнстрима.

Взгляд в камеру снова попал в визуальный словарь лишь в 1960-е годы — из чисто бунтарских соображений, как антитеза канонам поп-кино. К примеру, известный арт-диссидент Жан-Люк Годар ломал четвертую стену без особой логики — просто в студийных постановках это было недопустимо, а значит, разрешено в инди-культуре. Лишь ближе к 1970-м (когда левая идеология стала предельно популярной в буржуазной Европе, а кинематограф, как следствие, стал крайне ангажированным) взгляд в камеру стал более осмысленным, действительно необходимым решением. Он (вместе с монологами, обращенными к зрителю) дистанцировал от сюжета, мешал вживанию, апеллировал к разуму зрителя, а не чувствам, мешал пассивному восприятию и эскапистскому вуайеризму. Эти давние брехтианские постулаты в полной мере были реализованы, скажем, в годаровской картине «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1967).

Кадр из фильма «Забавные игры»

Кадр из фильма «Забавные игры»

реж. Михаэль Ханеке, 1997

Взгляд в камеру и по сей день сохраняет ауру чего-то хулиганского и контркультурного — неспроста им пользуется, например, «Дэдпул», который активно противопоставляет себя остальным марвеловским кинокомиксам. Еще один хрестоматийный кейс — это австриец Михаэль Ханеке, один из главных кинопровокаторов в нулевые. Герои его «Забавных игр» (садисты, которые терроризируют мирное семейство) целенаправленно подмигивают в камеру, вырывая зрителя из зоны комфорта и превращая его в полноценного заговорщика.

Забавные игры
Funny Games
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.6
Жанры: Триллеры, Драмы
1997, 104 мин
Австрия, 18+
Режиссер: Михаэль ХанекеГлавные роли: Сюзанна Лотар, Ульрих Мюэ, Арно Фриш, Франк Гиринг, Штефан Клапчински, Дорис Кунстманн

Усиление интимности

Кадр из фильма «Причастие»

Кадр из фильма «Причастие»

реж. Ингмар Бергман, 1962

Ошибочно думать, что взгляд в камеру непременно рушит иллюзию вымысла. В отдельных случаях он, наоборот, делает ее более крепкой. Прямой зрительный контакт способен обнажить душу героя (отсюда берется старый поэтический трюизм «Глаза — зеркало души»). Взгляд в камеру как бы изолирует персонажа от остального мира, создает между ним и зрителем особую доверительность, провоцирует его на откровение.

Причастие
Nattvardsgästerna
Рейтинг: 7.75IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
1963, 77 мин
Швеция, 16+
Режиссер: Ингмар БергманГлавные роли: Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд, Гуннель Линдблум, Макс фон Сюдов, Аллан Эдвалль, Кольбьёрн Кнудсен

Титан мирового кино Ингмар Бергман часто использовал фронтальные крупняки, которые решают именно эти аффективные задачи. Героиня «Причастия» (1962), глядя неотрывно в камеру, зачитывает по памяти свое длинное (пять минут!) письмо священнику Томасу, высказывая самые сокровенные переживания. Метания души в глазах Ингрид Тулин придают словам исповедальную силу. Тот же прием используется еще, скажем, в «Осенней сонате» (1978). Обращение к Бергману тут неслучайно: шведский режиссер, как известно, родом из театра (так же как и термин «четвертая стена» — так называлась невидимая граница между залом и просцениумом), где речь, обращенная к публике, использовалась часто и не считалась чем-то авангардным. На театроведческом языке она называется солилоквий — это сценический аналог внутреннего монолога, для которого, конечно, не существует зрителя, он направлен как бы внутрь героя. В «Причастии» и «Сонате» мы, по сути, видим тот же солилоквий, но решенный средствами кино.

Кадр из фильма «Сталкер»

Кадр из фильма «Сталкер»

реж. Андрей Тарковский, 1979

Элементы бергмановской эстетики несложно отыскать и в отечественном кино — в частности, в камерной психодраме Никиты Михалкова «Без свидетелей» (в этих сценах супружеской жизни с камерой по очереди откровенничают бывшие муж и жена, делясь мыслями и переживаниями по поводу своего расставания), а также в концовке «Сталкера» Андрея Тарковского — знаменитый «постскриптум» Алисы Фрейндлих вносит финальные штрихи в портрет главного героя.

Сталкер
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
Жанр: Советское
1980, 163 мин
СССР, 12+
Режиссер: Андрей ТарковскийГлавные роли: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих, Наташа Абрамова, Файме Юрно

Ощущение документальности

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

реж. Алексей Герман, 1971

В документалистике, как известно, смотрение в камеру — обычное дело. Редкий телесюжет или неигровой фильм обходится без репортерского стендапа или нечаянного взгляда зеваки, брошенного в объектив. Такой взгляд, по сути, — простейший знак видеодокумента. Поэтому все ленты, которые имеют дело с эстетикой found footage, почти непременно ломают четвертую стену — это лишь усиливает ощущение достоверности.

Классик советского кино Алексей Герман, комментируя свою «Проверку на дорогах», рассказывал: «Я вдруг обратил внимание на то, что если кто-то нечаянно посмотрел в камеру, то получается неожиданный эффект: человек, принадлежащий „той“ жизни, смотрит на тебя, принадлежащего жизни сегодняшней». Таких случайных взглядов полно и в других германовских картинах — например, в «Иване Лапшине». С их помощью режиссер пытается воссоздать магический эффект архивной фотографии: ловя взгляд людей из далекого прошлого, ты будто становишься к ним на шаг ближе. Как и в случае с Бергманом, иллюзия вымысла становится от этого еще более интенсивной.

Проверка на дорогах
Рейтинг: 8.1IMDb: 8
Жанры: Драмы, Советское
1986, 91 мин
СССР, 16+
Режиссер: Алексей ГерманГлавные роли: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский, Олег Борисов, Федор Одиноков, Геннадий Дюдяев

Нарративный прием

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“»

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“»

реж. Уэс Андерсон, 2014

В сентябре Netflix выложил трейлер «Чудесной истории Генри Шугара» — короткометражки Уэса Андерсона, которую впервые показали на Венецианском смотре. В видеоролике Бенедикт Камбербэтч то и дело оборачивается к камере и озвучивает авторские ремарки в стиле: «Сказал человек, чья работа — запоминать лица». Один легкий пижонский штрих — и закадровый рассказчик оказывается внутри экранного действия. С его помощью какие-то детали экспозиции можно проговаривать чисто вербально (то есть быстро) и не тратить на них дополнительные сцены.

Этот сугубо литературный прием кинематограф освоил уже давно. Вспомним хотя бы феллиньевский «Амаркорд»: там рассказчик выступает в роли гида и рассказывает об итальянской провинции, где разворачиваются все эпизоды картины. Но сегодня, пожалуй, среди мейнстримщиков именно Андерсон пользуется этой техникой наиболее часто и эффектно. Еще один пример, в придачу к «Шугару», — это поп-классика «Отель „Гранд Будапешт“», где литературность приема обнажается еще сильнее: там монологи на камеру начитывает выдуманный романист — безымянный Автор в исполнении Тома Уилкинсона.

Новое в подписке

Лучшее в подписке