В шаге от: 10 великих актеров и актрис, так и не награжденных «Оскаром»
Их имена известны (или когда-то были известны) всем, кто смотрит кино, у них есть слава, почет и уважение коллег, любовь зрителей, но нет «Оскара». Рассказываем о главных неудачниках в истории самой престижной кинопремии мира.
Питер О’Тул
Замечательный британский актер ирландского происхождения, как водится в Англии, начал свой путь с шекспировских постановок. Прорыв на большом экране Питер О’Тул совершил после роли Лоуренса Аравийского в одноименном эпосе классика английского кино Дэвида Лина. За нее он получил первую номинацию на «Оскар». Как и все последующие, победной она не стала. Брызжущий нервической энергией О’Тул победил рак желудка в 1970-е, но проиграл все до единого сражения за награды Киноакадемии, установив весьма своеобразное достижение — восемь номинаций и ни одной победы.
Несмотря на проблемы со здоровьем и не столько борьбу с алкоголизмом, сколько его принятие, актер демонстрировал удивительную форму на протяжении всей карьеры. О’Тул номинировался на «Оскар» в четырех разных десятилетиях. Причем в последний раз относительно недавно: в 2006 году за роль престарелого умирающего от рака актера в драме «Венера». Самыми обильными выдались 1960-е, когда он получил четыре номинации: кроме борца с империализмом «Лоуренса Аравийского», дважды за образы короля Генриха II в «Беккете» и «Льве зимой» и еще за роль скромного преподавателя классических языков в «До свидания, мистер Чипс» (не путайте с первой экранизацией одноименного рассказа, вышедшей в 1939-м). В 1970-е О’Тул номинировался за роль юродивого аристократа с комплексом мессии в сумасбродной сатире «Правящий класс». В 1980-е претендовал на премию Киноакадемии еще дважды: за роли в неожиданно удачной сатире одновременно на кино и войну «Трюкач» и в драме «Мой лучший год», где сыграл спивающуюся звезду фильмов плаща и шпаги 1930-х. В 2003 году О’Тул всё же получил «Оскар», но не актерский, а почетный — за вклад в развитие киноискусства.
Гленн Клоуз
Единственная актриса, равновеликая в своей неудачливости Питеру О’Тулу, Гленн Клоуз те же восемь раз с трепетом в сердце ожидала момента, когда на сцене театра «Долби» неловко разыграют шутливую сценку, откроют наконец конверт и… произнесут имя другого номинанта. Иначе говоря, Клоуз, как и О’Тул, была восемь раз чрезвычайно близка к победе (фамилия актрисы самовольно порождает каламбур).
Причем первую номинацию актриса получила за первую же роль в кино. В «Мире по Гарпу», она сыграла маму главного героя — харизматичную икону феминизма Дженни Филдс. Клоуз принадлежат еще несколько достижений. Она три года подряд номинировалась на награду за лучшую женскую роль второго плана. После «Гарпа» последовали роли в буржуазном драмеди «Большое разочарование» и спортивной драме «Самородок». Через несколько лет ей удался еще и дубль. В 1989-м Клоуз была номинирована уже на «Лучшую главную роль» за «Роковое влечение», где воплотила, пожалуй, свой самый известный образ — Алекс Форрест, маниакально преследующую женатого мужчину, с которым у нее завязался мимолетный роман. А в 1990-м — за роль в «Опасных связях», экранизации изящного эпистолярного романа Шодерло де Лакло, в котором исполнила роль хладнокровной интриганки маркизы де Мертей. Последних двух номинаций актриса удостоилась за работы в «Таинственном Альберте Ноббсе», где сыграла женщину, в течение 30 лет выдающую себя за мужчину, и в «Жене» — драме в духе времени о подруге жизни известного писателя, который украл ее славу, публикуя ее романы под своим именем.
Кэри Грант
В списке 100 величайших звезд кино, составленном Американским институтом киноискусства, Кэри Грант занял второе место среди актеров, опередив Генри Фонду и других легенд Голливуда, большинство из которых, в отличие от Гранта, обладают хотя бы одним актерским «Оскаром». У великого американского актера, родившегося и выросшего в Англии, но ставшего звездой и буквально сделавшего имя (псевдоним) в Америке, всего две номинации на премию Киноакадемии.
Причин этому несколько. Добившись первого успеха в Голливуде, Грант решил стать свободным актером, то есть не заключать эксклюзивных контрактов с одной из студий, что позволило ему самостоятельно выбирать роли, но лишило протекции влиятельных боссов. Роль сыграло и амплуа Гранта. Знаменитый режиссер Билли Уайлдер как-то посетовал, что члены Киноакадемии выделяют преимущественно драматические роли. «Обязательно нужно быть страждущим. Тогда тебя заметят», — точно резюмировал он. Но талант Гранта был иным. Он делал всё легко и играючи, даже если исполнял роль охотника за богатством, которого жена подозревает в желании ее убить («Подозрение»). Слова Уайлдера подтверждают две номинации Гранта, которые ему подарили роли в слезных драмах. В «Грошовой серенаде» о семейной паре, переживающей жизненные горести под музыкальные хиты 1920–1930-х, и в фильме «Только одинокое сердце» об английском рабочем, который возвращается домой, чтобы провести время с умирающей матерью. Как это часто бывает, в конце концов Грант, воплощение мягкой и самоироничной мужественности, всё же получил почетный «Оскар» за вклад в развитие кино.
Эми Адамс
Среди действующих актрис к достижению Гленн Клоуз пугающе близко подобралась только Эми Адамс со своими шестью номинациями на «Оскар». Актриса попала в кино почти случайно. Выступая в труппе провинциального театра, она прошла кастинг на второстепенную роль в «Убийственных красотках» — сатирическом мокьюментари о конкурсе красоты, которое снималось в ее городке. После был переезд в Лос-Анджелес, крохотные роли в сериалах и даже в фильме Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь», не принесшие ей славы.
Положение чудесным образом изменила роль наивной Эшли в маленькой независимой драме «Июньский жук». Именно она подарила Адамс первую номинацию на «Оскар» и закрепила за актрисой амплуа светлой и несколько простоватой девушки, которое режиссеры будут эксплуатировать следующие несколько лет. Еще одну тихоню — простосердечную католическую монахиню сестру Джеймс, помогающую матери-настоятельнице вести расследование о возможном растлении послушника в стенах церкви — Адамс сыграла в «Сомнении» Джона Патрика Шэнли и вновь получила номинацию как лучшая актриса второго плана. Совсем другой она предстала в «Бойце» Дэвида О. Расселла — спортивной драме, в которой исполнила роль решительной боевой подруги главного героя, боксера Рикки Уорда (Марк Уолберг), и, в отличие от него, проиграла бой за очередной «Оскар». Следующая совместная работа с Расселлом в «Афере по-американски», где Эми сыграла двуликую мошенницу Сидни Проссер, принесла ей первую номинацию за лучшую главную роль. Между «двумя Расселлами» уместилась еще одна номинация за роль железной леди Пегги Додд, жены харизматичного религиозного лидера, в драме Пола Томаса Андерсона «Мастер». С ней рифмуется сыгранная Адамс во «Власти» Линн Чейни, жена печально известного Дика Чейни.
Сирша Ронан
У ирландской актрисы, несмотря на юный возраст, уже четыре номинации на «Оскар»! Причем первую она получила в 14 лет за роль чересчур смышленой для своего возраста девочки Брайони в «Искуплении» — экранизации романа Иэна Макьюэна. Следующая номинация нашла Ронан спустя шесть лет, когда та изобразила в драме «Бруклин» юную Эйлиш, терзаемую мукам выбора между жизнью в родной ирландской глуши или возвращением в шумный Нью-Йорк, где ее дожидается возлюбленный.
В 2016-м Ронан встретила главного пока режиссера в своей карьере — Грету Гервиг. Именно за роли в ее фильмах ирландка получила две следующие номинации. В «Леди Бёрд» 22-летняя Ронан сыграла вольнодумную и мечтательную школьницу Кристин Макферсон, фантазия которой бросает вызов скромной жизни маленького Сакраменто. В «Маленьких женщинах» той же Гервиг — не первой экранизации популярного романа Луизы Мэй Олкотт — Ронан вновь сыграла юную бунтарку, вторую из четырех дочерей семьи Марч, обитающую в Массачусетсе (куда мечтала сбежать Леди Бёрд) во времена Гражданской войны. Сыгранную Ронан Джозефину, всеми называемую просто Джо, больше интересуют книги, а не мальчики. Она мечтает стать писательницей, и даже влюбленность ее соседа и друга Лори, сыгранного Тимоти Шаламе (к слову, он появлялся и в «Леди Бёрд»), не способна ей помешать.
Роберт Редфорд
Роберт Редфорд был одним из самых популярных и кассовых актеров 1970-х. В его фильмографии сплошь культовая классика: вестерн Джорджа Роя Хилла «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», поставленная им же авантюрная «Афера», политические триллеры «Вся президентская рать» и «Три дня Кондора», социальная драма «Погоня», классический prison movie «Брубейкер», etc. Но члены Киноакадемии раз за разом игнорировали его работы. Единственным исключением стала уже упомянутая «Афера», заработавшая Редфорду номинацию. В ней он в очередной раз сыграл с другой легендой американского кино Полом Ньюманом, на счету которого всего один «Оскар», полученный за роль в фильме Скорсезе «Цвет денег».
В итоге Редфорд всё же получил «Оскар», но не за актерскую работу, а за режиссуру. В 1980-м он неожиданно для многих со своими «Обыкновенными людьми» умыкнул победу у бедняги Мартина Скорсезе, бывшего фаворитом с «Бешеным быком». Еще один почетный «Оскар» Редфорд забрал в 2002 году. Впрочем, он навсегда вписал свое имя в историю американского кино не только как актер и автор. В 1981-м Редфорд вместе с единомышленниками основал собственный кинофестиваль «Сандэнс», названный по имени самого своего известного героя и ставший со временем главным смотром американского независимого кино.
Мишель Уильямс
У Уильямс пять номинаций на «Оскар». Актриса начала карьеру рано. Уже в 15 добилась юридической эмансипации от родителей (при их согласии), переехала в Лос-Анджелес и попала в каст «Бухты Доусона» — культового сериала о подростках, принесшего ей первую известность. В перерывах между сезонами Уильямс снималась в независимых кинопостановках («Земля изобилия» Вима Вендерса, «Венди и Люси» Келли Райхардт) и дебютировала на офф-Бродвее.
Однако прорывом в карьере Уильямс стала роль в «Горбатой горе» Энга Ли, за которую она получила свою первую номинацию на «Оскар» В гей-драме о запретной любви двух ковбоев в декорациях 1960-х она сыграла Альму, жену одного из героев. В 2011-м и 2012-м актриса заработала две номинации подряд. В драме Дерека Сиенфрэнса «Валентинка» Уильямс и Райан Гослинг пронзительно изобразили супружескую пару в глубоком кризисе. А в «Моей неделе с Мэрилин» Уильямс сыграла Мэрилин Монро, находящуюся на пике карьеры, но так и не избавившуюся от сомнений в собственных талантах. После театрального перерыва Уильямс вернулась в кино в сдержанной драме Кеннета Лонергана «Манчестер у моря» и получила очередную номинацию. Роль у нее вышла небольшой, но запоминающейся. Сцена примирения сыгранной Уильямс Рэнди с бывшим мужем Ли (Кейси Аффлек) — самая яркая в фильме. Последней на нынешний момент номинации Уильямс была удостоена за роль в «Фабельманах» — полуавтобиографической драме взросления Стивена Спилберга, где сыграла Митци Фабельман, артистичную маму главного героя, об изменах которой мужу он вскоре узнает (забавно, что ее любовника играет Сет Роген, другому герою которого Уильямс изменяла в «Любит / Не любит»).
Джон Малкович
Джон Малкович — актер безусловного оскаровского калибра без единого «Оскара». Он может похвастаться разве что парой номинаций и… легендарностью. Его манера растягивать слова и особая вкрадчивая подача настолько узнаваемы, что стали предметом пародий, а окружающая актера таинственность сделала его идеальным героем для замысла Чарли Кауфмана. Главный фильм артиста так и называется «Быть Джоном Малковичем». Это написанная Кауфманом история о двери, ведущей прямо в сознание человека достаточно популярного, чтобы вы сразу же узнали его лицо, но недостаточно известного, чтобы вспомнить хоть одну его роль.
Впрочем, вернемся к «Оскарам». В кино актер дебютировал довольно поздно, после 30 лет, но первая же его роль в драме о временах Великой депрессии «Места в сердце» принесла ему номинацию в категории «Лучшая мужская роль второго плана». В фильме Роберта Бентона Малкович играл тишайшего слепого ветерана Первой мировой войны, арендующего комнату в доме главной героини Эдны, фермерши, которой в одиночку приходится воспитывать детей, борясь с неурожаем, расовой нетерпимостью к своему чернокожему работнику и даже торнадо. Малковичу часто доставались роли злодеев или по крайней мере героев неоднозначных. Пожалуй, главную злодейскую роль Малкович исполнил в политическом триллере «На линии огня», где уволенный со службы спецагент Митч Лири задумывает убить президента США. За нее он и получил вторую номинацию.
Райан Гослинг
А вот и обещанный Райан Гослинг. У одного из ярчайших голливудских актеров последних двух десятилетий, одинаково успешно играющего и в комическом, и трагическом регистре, три номинации на «Оскар» и ни одной победы. Канадец, начинавший с песен и танцев в «Клубе Микки Мауса» в компании Джастина Тимберлейка, по-настоящему заявил о себе в 21 год ролью в «Фанатике». Райан сыграл Дэнни Балинта — парнишку с пытливым умом, который в итоге приводит его от родного иудаизма в неонацистскую группировку. Гослинг в молодости вообще частенько изображал харизматичных, но зацикленных на собственных идеях юношей («Соединенные штаты Лиланда», «Отсчет убийств»).
Первую номинацию на «Оскар» актеру принесла роль как раз такого героя. В «Полу-Нельсоне» учитель истории в неблагополучной бруклинской школе Дэнни Данн запальчиво рассказывает подросткам о диалектическом подходе к предмету и, сблизившись с ученицей, пытается спасти ее от влияния улиц, правда уберечь себя от их соблазна оказывается не в силах. Ждать следующей номинации Гослингу пришлось целых 10 лет: киноакадемики проигнорировали его яркие роли в «Ларсе и настоящей девушке», «Драйве», «Валентинке», «Месте под соснами» и «Мартовских идах», вспомнив о нём только после «Ла-Ла Ленда» — уютного и лиричного мюзикла Дэмьена Шазелла, в котором актер вновь (уже в третий раз) сыграл с Эммой Стоун. Наконец, третья номинация нашла Гослинга в роли в еще одном музыкально-кассовом хите — «Барби» Греты Гервиг, где комедийно-драматический талант актера смог оживить Кена, пластмассового сайдкика самой известной куклы в мире, живущего в ее тени в условиях победившего матриархата.
Джейк Джилленхол
У родившегося в том же 1980 году, что и Гослинг, Джейка Джилленхола отношения с «Оскаром» — и наградами вообще — складываются еще хуже. В это сложно поверить, но у актера, еще подростком снявшегося в культовой шизодраме Ричарда Келли «Донни Дарко», всего одна номинация на «Оскар» — и та за роль в уже упомянутой «Горбатой горе».
Впрочем, выросший в семье кинематографистов — режиссера Стивена Джилленхола и сценаристки Наоми Фонер — Джилленхол пока даже «Золотым глобусом» не обзавелся, в отличие от своей старшей сестры Мэгги, получившей награду в 2014-м за роль в мини-сериале «Достопочтенная женщина». Это кажется не вполне заслуженным. Роли в «Зодиаке» Дэвида Финчера, «Пленницах» Дени Вильнёва, «Под покровом ночи» Тома Форда, «Патруле» Дэвида Эйра и «Стрингере» Дэна Гилроя заслуживали если не статуэтки «Оскара», то хотя бы выдвижения на него.