Опубликовано 22 ноября 2023, 12:45
7 мин.
Автор:Ян Ханин

Танец злодея: Ко дню рождения Мадса Миккельсена

Поделиться:
Танец злодея: Ко дню рождения Мадса Миккельсена

Сегодня Мадсу Миккельсену исполняется 57 лет. Он лучший злодей современного кино и один из самых успешных скандинавских актеров. А еще Миккельсен доказал, что никогда не поздно начинать карьеру. Рассказываем о творческом пути датского актера.

Танцовщик

Актера Миккельсена вполне могло бы и не существовать. Судьбу свою он связал не с драматической сценой и не с кино, а с танцем. Пластичный и выносливый молодой человек после окончания балетной академии быстро начал завоевывать подмостки — хотя в то же время не чурался ради заработка и практики плясать хоть на подтанцовках у певиц, хоть в кабаре. И лишь к 30 годам, когда на горизонте замаячил конец короткой карьеры, а подмостки Большого и Метрополитен оставались всё так же далеко, он задумался о том, чтобы все-таки сменить специализацию на более долговечную. И в 31 год окончил театральную школу в Орхусе. Правда, опыт танцовщика оказался очень уместным и сильно пригодился в дальнейшем — Миккельсен из него вынес невероятную пластичность, выразительность фигуры на крупном плане, умение строить роль в кадре как полноценный танец.

Человек, который толкал

Фильмография Мадса Миккельсена: лучшие роли актера

Кадр из фильма «Дилер»

реж. Николас Виндинг Рефн, 1996

Крестным отцом Миккельсена в кино стал дебютант Николас Виндинг Рефн. В 1996 году он приступил к съемкам своей первой ленты, мрачной криминальной драмы «Дилер». В ней немолодому начинающему актеру досталась второстепенная и, в сущности, малоприметная роль копенгагенского уличного бандита, истеричного торчка-приятеля главного героя. Но неожиданно именно в этом образе Миккельсен расцвел — бывший балетный танцовщик оказался первоклассным мастером эпизода. Наркоман Тонни в его исполнении превратился в детально разработанного, симпатичного, харизматичного, уморительно смешного, а порой страшного героя. Во многом именно он обеспечил фильму успех — такие яркие характеры привлекают куда больше внимания, чем страдающие и метущиеся главные герои.

Дилер
Рейтинг: 7.13IMDb: 7.4
1996, Триллеры, 109 мин
Дания, 18+
Режиссер: Николас Виндинг РефнГлавные роли: Ким Бодния, Златко Бурич, Лаура Драсбек, Славко Лабович, Мадс Миккельсен, Петер Андерссон

Успех и фильма, и актера был так велик, что спустя восемь лет Рефн решил к старым героям вернуться и на сей раз поместил героя Миккельсена в центр повествования, Былого триумфа повторить не удалось: Тонни, выйдя на первый план, как-то померк. Да и сам актер за прошедшие с первого «Дилера» годы пережил серьезную трансформацию. Это уже был не начинающий драматический актер в летах, а одна из звезд бойко развивающегося и переживающего золотой век датского кино. Миккельсен успел и сняться у того же Рефна в «Истекающем кровью» (снова в образе друга главного героя, характерного персонажа), и сыграть в квир-ромкоме «Всё кувырком», и засветиться у Сюзанны Бир в одном из манифестов «Догмы 95», мелодраме «Открытые сердца». Так что к образу уличного торчка Тонни он вернулся уже в статусе популярного и успешного актера.

Злодей едет на Запад

Топ лучших ролей Мадса Миккельсена

Кадр из фильма «Казино Рояль»

реж. Мартин Кэмпбелл, 2006

Старт международной карьеры Миккельсена был определен не столько его актерскими качествами, сколько сухой традицией. Так уж принято, что немцы и скандинавы в англоязычном кино обречены на роли проходимцев и злодеев — будь то Кристоф Вальц или Клаус Мария Брандауэр. Дома играй что хочешь, а у нас изволь подчиняться строгим правилам бизнеса. Став заметной фигурой датского кино, Миккельсен быстро попал в поле зрения международных продюсеров и в 2006 году получил роль главного злодея, Лё Шиффра, в «Казино Рояль». Повезло, конечно — бондиана переживала перезапуск, Дэниэл Крэйг представлял зрителям совершенно нового Бонда, непохожего ни внешне, ни по темпераменту на других предшественников. Критики ужасались, как можно: голого (!) Бонда избивают (!) до полусмерти! Соответственно, и в выборе остальных актеров, и в общем решении фильма можно было рисковать и идти на радикальные художественные жесты. Девушкой Бонда стала секс-икона ранних нулевых, потрясшая мир своей откровенностью Ева Грин, а злодеем — нишевый датский актер из «Догмы».

В «Бондах» злодеев играли многие европейские звезды: и Клаус Мария Брандауэр, и Курд Юргенс, и даже Софи Марсо. Миккельсену этой дежурной участью удалось воспользоваться самым выгодным для себя образом. Он не испугался возможности стать заложником одного образа и одной интонации — благо актер многообразный — и охотно ринулся играть всевозможных негодяев.

Мадс Миккельсен в сериале «Ганнибал»

Кадр из сериала «Ганнибал»

реж. Майкл Раймер, 2013

За свою последующую карьеру он успел побывать и злым магом Грин-де-Вальдом, и классическим Рошфором из романов Дюма, и антагонистом марвеловского «Доктора Стрэнджа». Хотите использовать образ — не жалко! Но самой характерной злодейской ролью Миккельсена стал, конечно, доктор Ганнибал Лектер. Казалось бы, гибельное дело — сражаться с Хопкинсом, браться за роль, которая всем прекрасно известна в чужом исполнении. Но Миккельсен рискнул. К тому же сам по себе сериал «Ганнибал» отошел от всем известного «Молчания ягнят» максимально далеко. Но главное — актер смог здесь исполнить свой фирменный трюк. Сыграть злодея слабым, ранимым и живым. Даже в «Казино Рояль» и «Докторе Стрэндже» это ему удавалось — между реплик и действий, между строчек сценария протащить слабость карикатурного героя. А уж «Ганнибал» вовсе стал бенефисом лучшего злодея мирового кино. Никогда ни до, ни после негодяй не был таким симпатичным, трогательным и живым.

Ганнибал
Рейтинг: 8.11IMDb: 8.5
2013, Детективы, Триллеры, Криминальное, 3 сезона
США, 18+
Режиссер: Майкл Раймер, Гильермо Наварро, Винченцо НаталиГлавные роли: Мадс Миккельсен, Хью Дэнси, Лоренс Фишбёрн, Джиллиан Андерсон, Кейси Рол, Аарон Абрамс

У нас есть премьер дома

«Вальгалла: Сага о викинге»

Кадр из сериала «Вальгалла: Сага о викинге»

реж. Николас Виндинг Рефн, 2009

Успешно завоевывая позиции в крупнобюджетных англоязычных проектах, Миккельсен не забывал и о европейском экране. Здесь он окончательно закрепился на позиции ключевого игрока — уже к началу 2010-х не только для Дании, но и для всего Старого Света он занял позицию суперзвезды, мастера и премьера.

Во-первых, Миккельсен не оставил старую команду: продолжал играть и у Рефна, и у Бир. Оба уже успели к тому моменту вслед за любимым актером начать международную карьеру. У Рефна Миккельсен наконец сыграл главную роль в «Вальхалле. Саге о викинге», англоязычном костюмном блокбастере. У Бир же ему досталась главная роль в «После свадьбы», мрачной драме, которая раз и навсегда доказала, что актер способен воплощать на экране самые сложные образы. Кроме того, Миккельсен на родине обзавелся еще одним верным соавтором, тоже из круга «Догмы» — Томасом Винтербергом. Именно с Миккельсеном он снял две свои самые громкие, спорные и яркие работы. Во-первых, «Охоту», драму о детсадовском воспитателе, которого общество назначает насильником и педофилом. Тут Миккельсен продемонстрировал редчайшую способность объединять ранимость героя и харизму. Его воспитатель Лукас — не тихоня, он настоящий красавец и плейбой, хотя профессия ко всему этому мало располагает. В него нельзя не влюбиться — ни маленькой девочке, ни кому-либо из зрителей. Трудно устоять, чтобы инстинктивно не сунуть ему сердечко в карман. Вторая лента Винтерберга, в которой блистал Миккельсен, — суперхит международного уровня «Еще по одной». Сыграть драму внутри комедийного фильма, оставаться предельно серьезным, будучи смешным, — задача вполне ему по плечу. Именно он реализует на экране сложнейшую интонацию, заданную Винтербергом: играет комедию, в которой совсем немного смешного, почти чеховскую. Наконец пригодился в полной мере опыт танцовщика — Миккельсен смог исполнить на экране танец, достойный его профессионального уровня, в самой запоминающейся сцене фильма.

Еще по одной
Рейтинг: 7.67IMDb: 7.8
2020, Драмы, 111 мин
Дания, 18+
Режиссер: Томас ВинтербергГлавные роли: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте, Мария Бонневи, Хелена Рейнгор Нойманн

Костюм с душой

«Коко Шанель и Игорь Стравинский»

Кадр из фильма «Коко Шанель и Игорь Стравинский»

реж. Ян Кунен, 2009

Нельзя не упомянуть еще одну важную часть фильмографии Миккельсена — исторические драмы. Они в творчестве актера в определенный момент заняли особое место. Еще в конце нулевых важной и этапной работой для него стала роль в «Коко Шанель и Игоре Стравинском». Характерный датский актер и начинающий интернациональный злодей выступил в образе сложном, тонком, да еще и портретном — и именно эта работа с французским автором Яном Куненом доказала массовой аудитории, что Миккельсен выходит далеко за рамки одной национальной кинотусовки и одного интернационального амплуа, что он может сыграть вообще всё. Тем более что сам сюжет фильма был сложным — нужно было играть не просто роман исторических персонажей, а настоящую драму двух титанов, которые вдруг столкнулись ненадолго, не будучи при этом свободными.

Коко Шанель и Игорь Стравинский
Рейтинг: 6.7IMDb: 6.4
2009, Драмы, Мелодрамы, Музыкальное, 113 мин
Франция, Япония, 18+
Режиссер: Ян КуненГлавные роли: Мадс Миккельсен, Наташа Линдинжер, Елена Морозова, Анна Муглалис, Анатоль Таубман, Радивойе Буквич

Другая возможность, которую предоставил исторический жанр Миккельсену, — показать весь масштаб своего именно драматического, в самом высоком смысле, дарования. Характерный пример — «Михаэль Кольхаас» француза Арно де Пальера. Здесь актеру досталась одна из сложнейших ролей, заглавный образ благородного разбойника, главного героя одноименной новеллы немецкого романтика Генриха фон Клейста. И если прежде к Миккельсену могли быть вопросы, то после «Кольхааса» сразу стало ясно, что он артист самого высокого пошиба, в лучших традициях европейских подмостков.

«Пламя и Цитрон» с Мадсом Миккельсеном в главной роли

Кадр из фильма «Пламя и Цитрон»

реж. Оле Кристиан Мадсен, 2006

Наконец, исторический жанр позволил Миккельсену поговорить на важные и сложные темы с соотечественниками и не только. Одна из самых заметных его ролей в этом формате — Йорген Хоген Шмит, реальный персонаж времен Второй мировой, тихоня-очкарик, который во время нацистской оккупации Дании открыл в себе силы настоящего партизана и героя Сопротивления. В мрачной исторической драме 2008 года «Пламя и Цитрон» Миккельсен наглядно показывает, как робкий клерк, незаметный в городской толпе, откуда-то берет силы и смелость восстать против жестокости и несправедливости и как он превращается в настоящего пламенного лидера. К тому же здесь Миккельсен лишний раз напоминает еще об одном, возможно, главном свойстве своего актерского дарования. Он как никто способен в одиночку создать облик фильма, выстроить его только собственной пластикой, мимикой, голосом — и заставить зрителей всех возрастов и культур смотреть на экран, как завороженных.

Новое в подписке

Лучшее в подписке