Падение сборов, недовольство зрителей и ужасная графика: Почему у киновселенных Marvel и DC явные проблемы
Еще пять лет назад весь мир буквально сходил с ума по кинокомиксам. Но примерно с 2019 года всё начало рушиться. Постепенно у картин падали сборы, а отзывы критиков становились всё хуже. Разбираемся, что не так с миром киновселенных комиксов сейчас и почему у DC и даже у Marvel явные проблемы.
Киновселенная Marvel и вовсе выглядела почти уникальным явлением. Студия один за другим выпускала блокбастеры, становившиеся международными хитами. Только за 2017 и 2018 годы у компании вышло три фильма, собравших в прокате более миллиарда долларов, и две картины, заработавших больше двух миллиардов.
Киновселенная DC никогда не могла похвастаться настолько же громкими успехами: она стартовала позже и слишком поспешно. Но всё же у «Человека из стали» и «Бэтмена против Супермена» было много поклонников, в прокате окупился даже слабый «Отряд самоубийц», а «Аквамен» преодолел отметку в миллиард долларов.
Что происходит с фильмами и сериалами в цифрах
Крах киновселенной DC виден даже просто по сборам в прокате. Последний окупившийся фильм студии — «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» 2020 года. Потом грянула пандемия, из-за чего «Чудо-женщина 1984» и «Отряд самоубийц: Миссия навылет» вышли одновременно в кинотеатрах и на стримингах — у них хорошие отзывы, но многие зрители не могли или не хотели попасть на сеансы.
Но потом ограничения отменили, а показатели не выросли. «Черный Адам» с бюджетом около 195 миллионов собрал меньше 400 миллионов. Учитывая, что для окупаемости нужна цифра примерно вдвое больше затрат на производство — он еле-еле вышел «в ноль». Вторая часть «Шазама» и вовсе принесла студии лишь 133 миллиона при потраченных 125 — меньше, чем пандемийный прокат «Отряда самоубийц». И, наконец, «Флэш», на которого потратили от 200 до 300 миллионов долларов (точную сумму не раскрывают), заработал всего 260 миллионов.
Фильм «Бэтгерл» с Лесли Грейс и Майклом Китоном вовсе заморозили, при том что 90-миллионный блокбастер уже сняли и он находился на стадии постпродакшена. То есть студия заранее поняла, что дешевле отказаться от проката и даже релиза на стриминге. Ходили слухи, что такая же участь может постигнуть и «Синего Жука», но всё же он добрался до кинотеатров и заработал 129 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов. То есть и этот релиз не вышел в плюс.
На фоне этого может показаться, что у Marvel проблем нет: за последние годы провалилась только «Черная Вдова» — снова вина пандемии. Но и другие релизы стали собирать меньше: с трудом окупились «Шан-Чи и легенда десяти колец», «Вечные» и даже «Человек-муравей и Оса: Квантомания» — последний вышел уже после всех ковидных ограничений. Конечно, у студии еще есть «Человек-паук: Нет пути домой» чуть не дотянувший до двух миллиардов, а также «Черная Пантера: Ваканда навеки» и «Стражи Галактики. Часть 3» — у обоих бюджет примерно 250 миллионов долларов, а сборы — более 800 миллионов.
Но если финансово Marvel пока не страдает, то с мнением критиков и зрителей ситуация портится. Из 10 фильмов киновселенной с самой низкой оценкой на IMDb семь вышло после 2018 года. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes похожая картина: три последних места занимают «Вечные», «Человек-муравей и Оса: Квантомания» и «Тор: Любовь и гром» — фильмы 2021–2023 годов.
Есть и другая, не менее важная составляющая. Если присмотреться к графику сборов, то видно, что первый уикенд проката в США принес «Квантомании» 120 миллионов долларов — около четверти всей кассы. Уже со второй недели эти цифры рухнули на 70 %. То же самое и со второй «Черной пантерой» — минус 63 %.
У DC ровно такая же история: сборы «Черного Адама», второй части «Шазама» и «Флэша» со второй недели падали примерно на 70 %. Это означает, что картины интересны только фанатам, — большинство из них приходит в первые выходные. Уже через 2-3 недели фильм становится никому не нужен, простые зрители его пропускают. Поэтому их очень быстро отдают на стриминги.
Все проблемы можно было бы списать на то, что зрителям просто надоело супергеройское кино по комиксам. Но не входящий в киновселенную «Бэтмен» от той же DC заработал больше 700 миллионов долларов. Не говоря уж о «Джокере», который при взрослом рейтинге 18+ принес студии миллиард.
Так что даже сухие цифры доказывают, что не только у DC, но и у Marvel серьезные проблемы с построением киновселенной. Так в чём же дело?
Слишком много контента
Киновселенная Marvel стартовала в 2008 году, и в течение девяти лет студия выпускала один-два фильма в год. Затем три. В 2021-м вышло аж четыре картины — сказались пандемийные переносы. Может показаться, что дальше все вернулись к тем же трем релизам. Но есть нюанс.
Теперь Marvel добавила к своим кинотеатральным релизам сериалы и стриминговые спешлы. Конечно, телепроекты были и раньше: «Агенты „Щ.И.Т.“» стартовали еще в 2013-м, «Агент Картер» — годом позже, а дальше Netflix запустил «Защитников», куда входят «Сорвиголова», «Джессика Джонс», «Люк Кейдж», «Железный кулак» и «Каратель». Но из всех перечисленных сериалов лишь «Агенты „Щ.И.Т.“» напрямую связаны с киновселенной, да и то только в первых сезонах: например, дополняют события фильма «Первый мститель: Другая война». Остальные стриминговые и телевизионные сюжеты держались особняком: их можно было смотреть отдельно от основных историй, а прокатное кино было понятно без просмотра дополнительных материалов.
Теперь же сериалы Marvel, которые выходят на Disney+, напрямую относятся к киновселенной. А их только за 2021 год четыре (без учета анимационного «Что, если…», который посвящен альтернативным мирам). Чтобы понять вторую часть «Доктора Стрэнджа», нужно посмотреть «Ванда/Вижн», тема мультивселенных стартовала в сериале «Локи», события «Сокола и Зимнего солдата» повлияют на следующий фильм о новом Капитане Америке. И даже «Мисс Марвел» 2022 года подводит к «Капитану Марвел 2», а перед новыми «Стражами Галактики» неплохо бы посмотреть рождественский спешл.
Чтобы полностью погрузиться в киновселенную Marvel, теперь недостаточно только два-три раза в год ходить в кино. Нужно смотреть еще по несколько сериалов, каждый из которых длится минимум шесть эпизодов. За рекордный по контенту 2021 год это порядка 30 часов.
Неудивительно, что со временем популярность сериалов стала падать. Какие-то, как «Локи», держатся за счет всеобщей любви к центральным героям — премьеру сериала посмотрело 2,5 миллиона зрителей. Некоторые привлекательны известными актерами — «Лунный рыцарь» с Оскаром Айзеком стартовал с цифры 1,8 миллиона зрителей. Но даже на первый эпизод «Секретного вторжения» обратило внимание в два с половиной раза меньше поклонников — всего около миллиона. Показатель ниже только у «Мисс Марвел» — 770 тысяч зрителей.
Провал «Мисс Марвел» легко объяснить — это подростковый сериал о малоизвестной героине. Но в «Секретном вторжении» рассказывают про Ника Фьюри в исполнении Сэмюэла Л. Джексона — одного из любимых персонажей киновселенной. Вместе с ним играют оскароносная Оливия Колман и звезда «Игры престолов» Эмилия Кларк. А зрители всё равно игнорируют это шоу. Отчасти дело в усталости старых поклонников. Отчасти — в том, что новым зрителям с каждым очередным релизом всё труднее втянуться в киновселенную. Чтобы полностью понимать сюжет, нужно заранее знать минимум с десяток, а лучше все 25 предыдущих фильмов.
Киновселенные перестали быть последовательными
Если взять «Сагу бесконечности» — то есть все фильмы до «Мстителей: Финал», — во франшизе почти не нарушалась внутренняя логика. Каждый актер был закреплен за своей ролью. Крупные замены случались лишь на первых порах, да и то пару раз: вместо Эдварда Нортона на роль Халка взяли Марка Руффало, а Дон Чидл заменил Терренса Ховарда в образе Роуди. Более мелкие рекасты изящно прятали: не все догадываются, что Фандрала в фильмах о Торе играли два разных актера. Но еще важнее, что киновселенная была единым миром со своими законами.
Этим не могли похвастаться «Люди Икс» от 20th Century Fox. После первых трех фильмов там начался полный разлад: приквел про Росомаху переписывал историю, потом всё изменилось в «Днях минувшего будущего». А дальше «Апокалипсис», «Темный феникс», «Дэдпул» и «Логан» вовсе не укладывались в общий мир.
DC старалась следовать примеру Marvel. Увы, студия слишком спешила, поэтому уже со второго фильма на экране появлялось слишком много персонажей: в «Бэтмене против Супермена» представили двоих новичков, в «Лиге справедливости» — еще троих. Но все знали, что Бэтмена играет Бен Аффлек, Супермена — Генри Кавилл, а Харли Квинн — Марго Робби.
На сегодняшний день франшизы превратились в полный хаос. В обоих случаях это оправдывают мультивселенной — существованием параллельных миров. Но на самом деле проблема гораздо шире. Продюсеры Marvel так толком и не определились, входят ли теперь в киновселенную «Агенты „Щ.И.Т.“»: их то убирают из всех списков, то снова добавляют. Это странно, поскольку история Фила Колсона и его команды выросла из фильмов и поначалу шла с ними параллельно. С «Защитниками» от Netflix всё еще хуже. Marvel приглашает Чарли Кокса на роль Сорвиголовы в «Женщину-Халка», а вскоре снимет ему собственный сериал на Disney+. Однако Махершала Али, сыгравший в «Люке Кейдже» Щитомордника, уже подписался на главную роль в «Блейде». То есть часть актеров сохраняют старые роли, другие снимаются в новых образах.
Но даже если исключить эту составляющую, желание расширить мультивселенную выглядит неудачным решением. В «Саге бесконечности» основная история развивалась последовательно на протяжении многих лет: Таноса впервые показали еще после титров «Мстителей», и дальше его роль постепенно росла. Сейчас же злодея Канга ввели сразу в сериале «Локи». Но этот персонаж существует во множестве вселенных, и в каждой истории он меняется, а то и вовсе погибает.
Параллельно зрителей заваливают связями с другими кинофраншизами. В случае с тремя «Пауками» и их врагами в «Нет пути домой» это хотя бы веселит фансервисом. Но в киновселенную заглядывал и Веном в исполнении Тома Харди, и даже Эван Питерс, сыгравший Ртуть в другой франшизе. А на очереди появление Дэдпула и возвращение Росомахи, новые Люди Икс и еще неизвестно что. Склеивать это в один мир студии явно всё труднее.
У DC проблемы начались еще с провала «Лиги справедливости», которую не доснял Зак Снайдер, а потом переделывал Джосс Уидон. Уже тогда студия решила менять приоритеты и брать новых актеров. Дальше зрители перестали что-либо понимать. Долгое время говорили, что Генри Кавилл больше не сыграет Супермена, а Бен Аффлек окончательно ушел с поста Бэтмена. Но первый мелькнул в «Черном Адаме» — вроде бы персонажа хотели вернуть, но из-за провала фильма ничего не получилось. Аффлек сыграл во вступлении «Флэша», затем уступив место Майклу Китону.
Теперь уже известно, что Джеймс Ганн точно перезапустит киновселенную и наберет новых актеров. Но часть старых останется, например Джейсон Момоа, что очень нелепо попытались объяснить в сцене после титров «Флэша». И нужно учитывать тот факт, что параллельно выходит «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном, который уже точно превратится в отдельную франшизу — как минимум будет сериал про Пингвина. Во второй части «Джокера» появится Харли Квинн в исполнении Леди Гаги, а The CW всё еще выпускает сериал «Супермен и Лоис». Разобраться, кто относится к какому миру, всё труднее.
Киновселенные лишились самых харизматичных персонажей
Экранный мир Marvel начался в 2008 году с Железного человека. Потом к нему добавились Тор, Капитан Америка и Халк. Эта четверка долгое время оставалась незыблемой основой киновселенной и фигурировала на первых ролях во всех кроссоверах. Со временем к ним присоединились и другие. Главный успех студии — новый «Человек-паук» с Томом Холландом. Также очень хорош Стивен Стрэндж в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Особняком стоят персонажи «Стражей Галактики» Джеймса Ганна. Но теперь Marvel разом потеряла значительную часть хедлайнеров. Роберт Дауни — младший и Крис Эванс покинули франшизу. Крис Хемсворт, скорее всего, тоже. Даже Скарлетт Йоханссон после сольной картины попрощалась с миром комиксов. Харизматичный Чедвик Боузман, увы, совсем недолго смог поиграть Черную Пантеру — актер скончался от рака в 2020 году. После третьих «Стражей Галактики» уйдет и часть этой команды. А Халк в исполнении Марка Руффало из-за проблем с авторскими правами так и не получил собственного фильма.
Кстати, на фоне скандалов вокруг Джонатана Мейджерса киновселенная может лишиться и Канга-завоевателя. Заменить главного злодея этой фазы будет очень трудно.
Студия старательно ищет новые интересные лица. Но пока что очевидно, что такой же зрительской любви не получают ни новички, ни вышедшие на первый план второстепенные герои. Количество ярких персонажей, одно упоминание которых вызвало бы у фанатов восторг, снижается.
DC аналогично сейчас лишается практически всех интересных актеров. Генри Кавилла меняют на очень похожего, но менее популярного Дэвида Коренсвета, судьба Галь Гадот на посту Чудо-женщины неизвестна. Аффлек окончательно покинул киновселенную, предполагалось, что его заменит Майкл Китон, но теперь и это под сомнением, тем более что актеру уже 71 год. А с Эзрой Миллером вряд ли кто-то захочет сотрудничать после многочисленных скандалов — он даже не принимал участия в промотурах «Флэша». Не вытянет же один Момоа на себе всю киновселенную. Тем более что в «Аквамене» играет Эмбер Хёрд, которую зрители не очень-то приветствуют после суда с Джонни Деппом.
Возможно, со временем в обеих киновселенных и появятся новые персонажи, не менее яркие, чем старые. Но на это нужно время. А пока что зрители начинают скучать.
В фильмах испортилась графика
Уже не первый год идут разговоры, что визуальные эффекты в блокбастерах становятся всё хуже. Удивительным образом при быстром развитии мощностей компьютеров картины десятилетней давности выглядят живее, чем новинки: можно сравнить костюмы Железного человека в первых фильмах и Железного сердца в «Ваканде навеки». В 2017 году все шутили про замазанные усы Генри Кавилла в «Лиге справедливости», теперь же подобные пластмассовые лица стали чуть ли не нормой — достаточно взглянуть на камео во «Флэше».
Не всегда вина лежит только на студии, экономящей на производстве. Периодически компании, желая сделать картины более разнообразными, нанимают режиссеров, которые попросту никогда не работали с таким кино. Яркий пример — Хлоя Чжао, снявшая «Вечных». Все остальные ее картины — максимально реалистичные драмы (вспомнить хотя бы «Землю кочевников», принесшую постановщице «Оскар»). Поэтому и в рамках киновселенной она лучше всего ставит диалоги, но, когда дело доходит до фантастических эффектов, визуальный ряд портится.
Но, конечно, основная проблема — в завышенных требованиях и низкой оплате. С незавидной регулярностью в Сети появляются статьи или публикации в соцсетях, где анонимные сотрудники рассказывают о проблемах работы с Marvel или DC. Если не вдаваться в технические подробности, можно сказать просто: заказчики ставят нереальные сроки. Причем работа проходит множество согласований, поэтому потребовать переделать целую сцену могут за несколько недель до релиза. А поскольку сотрудничество с крупной студией важно для резюме, платят исполнителям слишком мало.
В итоге получается, что в финальный монтаж попадают сырые, наскоро созданные эффекты. Это особенно удивительно для «Флэша», пробывшего в производстве три года. Но именно этот фильм можно считать апофеозом плохой графики: достаточно посмотреть вступительную сцену со спасением младенцев. Наверняка потом эти дети снились некоторым зрителям в кошмарах.
Обман ожиданий
Слишком часто, рекламируя новые фильмы или сериалы, создатели обещают нечто очень необычное, принципиально новое. Но на самом деле зритель получает стандартный кинокомикс, а анонсированные неожиданные гости, революционная тема или перемена в жанре остаются лишь рекламным трюком.
Наиболее показательный пример — сериал «Ванда/Вижн», перед релизом которого Пол Беттани намекал на появление какого-то неожиданного и очень интересного персонажа. Все делали ставки либо на Доктора Стрэнджа, либо на Мефисто. Но это оказалась просто вторая версия его героя — белый Вижн. А небольшую роль Эвана Питерса просто свели к одной пошлой шутке про фамилию героя.
«Лунного рыцаря» рекламировали как нечто очень мрачное и нетипичное для Marvel, в духе оригинальных комиксов. Но в первой же серии герой Оскара Айзека убегает от злодеев на розовом фургоне и кидается в них кексиками. В «Женщине-Халке» появление Сорвиголовы — некогда очень жесткого героя — превратили в комедийную отбивку про секс с мутантом. Это даже если не говорить об основном сюжете, который хотели сделать остросоциальным, а на самом деле превратили в нелепую самоиронию над руководством Marvel.
Дуэйн Джонсон в «Черном Адаме» обещал показать принципиально другого персонажа — антигероя. Но он просто всё время повторяет, что не добрый, а на самом деле помогает окружающим. «Флэш» должен был порадовать многочисленными камео, связывающими мультивселенную DC. Но на деле это оказались вставки на несколько секунд с очень плохой графикой — героев старых фильмов просто вклеили в кадр, они никак не влияют на сюжет, а многие даже не двигаются. А уж разрекламированное появление Галь Гадот во втором «Шазаме» и «Флэше» и вовсе выглядит обязательной отработкой контракта: она просто заходит на одну минуту, говорит пару фраз и улыбается.
Возможно, каждая из этих проблем в отдельности не оказала бы столь негативного влияния. При сохранении качества продукции зрители были бы готовы смотреть больше фильмов и сериалов. При интересной цельной истории не так бы ругались на качество графики. При идеальном визуальном ряде забыли бы о недостатках сюжета. Но в сумме все недоработки приводят к падению популярности и массовой критике. Похоже, продюсерам киновселенных придется сильно напрячься и придумать что-то совсем новое, чтобы вернуть доверие поклонников.