Отчаянные мамочки: Почему стоит смотреть сериал «Первый класс»
В «Иви» вышли все серии семейного драмеди «Первый класс». Три лучшие подруги пытаются устроить своих детей в новую престижную петербургскую школу «Культурное наследие». Аня, Лена и Таня настолько увлекаются борьбой между собой, что не замечают, как рушатся их семьи. Рассказываем об увлекательном сериале, в котором женская дружба проходит серьезную проверку, а непомерные родительские амбиции вредят детям.
Аня (Юлия Хлынина), Лена (Анна Чиповская) и Таня (Марина Васильева) дружат еще со студенческой скамьи — девушки вместе учились на филфаке в Петербурге. Дальше дороги разошлись, но дружба осталась. Аня в течение добрых десяти лет выстраивала карьеру в Комитете по культуре и образованию Петербурга и наконец получила должность заместителя, как вдруг на ее непосредственного начальника и в то же время любовника (Артём Ткаченко) завели дело о взятках. На его место приходит строгая Виктория (Елена Лядова), а Аню понижают. Лена вела занятия по йоге и познакомилась с владельцем успешной строительной фирмы Борисом (Ростислав Бершауэр). Девушка мечтает об общем ребенке, а пока в загородном коттедже много времени проводит Петя (Илья Кондратенко). Таня пишет автофикшен о том, как жить без денег, работает барменшей по вечерам и сдает комнату в просторной квартире на Петроградке. Бывший муж Денис (Никита Ефремов) завел роман с Наташей (Стася Милославская) и рвется перевезти дочь Софу (Марта Евстигнеева) в Москву. Аня воспитывает дочь Соню (Алиса Руденко) с супругом-майором Сашей (Артём Быстров).
Соне, Софе и Пете по семь лет. Детям пора поступать в первый класс. Три подруги примечают новую и еще не открывшуюся школу «Культурное наследие». В учебном заведении будет учиться вся элита Петербурга, а расположено оно в историческом особняке в центре города. Конкурс велик, детей будут отбирать по результатам экзаменов. Аня, Лена и Таня загораются идеей обеспечить отпрысков лучшим образованием. Так что «Культурное наследие» — или провал.
«Первый класс» придумали сценаристки Анна Соболевская, Светлана Самошина и Елена Любарская. Самошина выступила режиссером всех эпизодов проекта. Это сериальный дебют постановщицы. В прошлом году в секции «Русские премьеры» на ММКФ победил ее полнометражный дебют «Край надломленной луны». Премьера первого эпизода сериала прошла на фестивале Original+ в конце февраля в Москве. Юлия Хлынина победила в номинации «Оригинальная актриса».
Действие сериала занимает 4–6 месяцев до 1 сентября. Начало осени и первый день в школе детей — финал истории. Но до 1 сентября еще нужно дожить, событий в проекте достаточно. Сериал увлекательно смотреть, а у героинь более чем понятные проблемы. Помогает и доверительная, рефлексирующая интонация — в каждой серии мы слышим внутренние монологи девушек. В начале повествования зрители видят трех подруг, которых, кажется, ничто не может разъединить. Разумеется, борьба за место под солнцем — то есть за «Культурное наследие» для детей — станет испытанием для Ани, Лены и Тани. В первой серии можно решить, что перед нами три шаблонных героини: Аня — расчетливая карьеристка, Лена — роковая красотка, Таня — сноб и интеллигентка, которая возводит Петербург в культ. Драмеди приятно удивляет развитием и трансформацией персонажей. Героини в первой и последней сериях — разные люди. Таня подумывает о переезде в Москву, чуть меньше вспоминает Бродского и не отрицает важность денег. Аня больше внимания обращает на мужа и дочь и не оценивает всех вокруг по их должностям. Лена понимает, что на самом деле важно для нее, и из злобной мачехи превращается в любящую маму.
Принципиально важно, что борьба идет вроде бы не напрямую между подругами, а между детьми, но мамочки используют мальчика и девочек как щит. Три серых кардинала видят в Соне, Софе и Пете возможность реализовать собственные амбиции. Формально цель благая — подарить лучшую жизнь, но на деле это банальное самоутверждение и желание обогнать подруг, которые в чём-то другом оказались более удачливыми. Хотя девушки идут на разные ухищрения, в фарс сериал все-таки не скатывается. Да, для победы все средства хороши.
Авторы доводят сражение за место в первом классе «Культурного наследия» до абсурдных, но не фантастических масштабов. Подобную схватку легко представить в реальной жизни. Таинственным образом мамочки становятся одержимы одной целью, словно бы «Культурное наследие» творит чудеса, а счастье любимого чада будет обеспечено. Попадание в школу должно затмить собственные сомнения, комплексы, разочарования и неурядицы. Никакого волшебства не происходит: семейные секреты вылезают наружу, а отношения находятся под ударом.
Забавным вторым фоном идет коррупционная возня вокруг «Культурного наследия» и городского комитета. Председательница Виктория ворует гигантские суммы из бюджета, бывший глава комитета пытается вернуться в игру, а директор школы Юрий (Михаил Тройник) старается самореализоваться, полюбить себя, показать себя самостоятельным и сильным мужчиной. Здание школы находится в аварийном состоянии, ремонт никак не клеится, туалеты не работают, так что три мамочки совершенно не представляют, за что борются. Их цель выглядит на поверку вовсе не такой манящей, но подруги уже не обращают внимания на детали мечты.
«Первый класс» едва ли открывает какие-то новые грани в отношениях мам и пап, родителей и детей, но создатели в забавной форме проговаривают простые и понятные истины. Затуманенный взор Ани, Тани и Лены не позволяет посмотреть трезвым взглядом на мир вокруг или хотя бы поинтересоваться у Пети, Сони и Софы, чего на самом деле они хотят. Использование детей для реализации собственных целей никак не может довести до добра. Победителей не будет. По крайней мере явных.