«Оскар-2021»: Чем запомнится первая постпандемейная церемония
Минувшей ночью прошел долгожданный «Оскар», который умудрился одновременного стать очень предсказуемым и неожиданным, обновленным, но также напомнить камерные церемонии давно ушедших лет.
По пунктам рассказываем, чем запомнится церемония и какие выводы можно сделать по ее итогам.
Красная дорожка как в былые времена
В 2021 году вопрос о том, как же будет организован «Оскар», был чуть ли не более животрепещущим, чем вопрос о том, кто получит награды. Стивен Содерберг и его продюсерская группа обещали зрителям и журналистам шоу «как кино». Ходили слухи, которые затем превратились в официальную информацию, что на гостях не будет масок. Затем стало известно, что прешоу пройдет не в кинотеатре Dolby, а в здании железнодорожного вокзала Union Station. В общем представить, что же мы увидим на этом прешоу, казалось такой непосильной задачей, что даже в голову не могло прийти, что красная дорожка будет такой же, как всегда.
Звезды прибывали, давали интервью ведущим, делали фото и проходили дальше — ждать награждения. В кадре прешоу большинство участников действительно ходят и общаются без масок, но мы-то помним, что за кадром они вакцинировались, сдавали ПЦР-тесты и постоянно измеряли температуру. Так проявилась одна из сторон этого самого «как кино» — за кадром идет бесконечная санитарная работа, чтобы мы получали красивую картинку, не подозревая ни о какой подготовке.
Наряды без манифеста
От красной дорожки к обязательной ее составляющей — платьям и костюмам. Многие профессиональные зрители попытались выделить в луках гостей тренд — большинство звезд в золотом? или в красном? или в белом? Но если не притягивать тренды за уши, то, кажется, общая черта одна — все ужасно соскучились по выходам в свет.
Кэри Маллиган и Лесли Одом-мл. прибыли в золотом: он в костюме Brioni, она в платье Valentino, которое можно было увидеть из любой точки зала. Колман Доминго приехал в костюме цвета бешеной фуксии рук Team Versace, Зендея — в желтом платье Valentino своего излюбленного кроя, Аманда Сайфред — в красном платье Armani, а Лора Дерн — в наряде с перьями работы Oscar de la Renta. Но сильно выделялся на фоне других только наряд триумфаторки этого вечера Хлои Чжао: она приехала в скромном платье Hermès, в кроссовках и с двумя косичками. Дресс-код бунтарству не помеха.
Но контраст с прошлогодней церемонией всё же бросился в глаза. В феврале 2020-го можно было часами обсуждать костюмы: Натали Портман пришла в жакете, расшитом именами режиссерок, Тимоти Шаламе подхватил стиль за своим героем в «Маленьких женщинах», Хоакин Феникс носил один смокинг весь наградной сезон, Спайк Ли надел костюм-трибьют Коби Брайанту. Прошлой ночью концептов и манифестов в одежде звезд не было. Возможно, всем было интереснее одеться красиво, а не сделать внешним видом заявление.
Песенные перфомансы
Несмотря на красную дорожку и яркие наряды, это была довольно тихая церемония — без так называемого былого размаха. Единственное, где организаторы дали волю отыграться в тяге к шоу, — это в перфомансах номинантов за лучшую песню. Все выступления были записаны до церемонии, и кадры из них зрителям показали еще до начала.
Молли Санден исполнила свою песню My Home Town (Husavik) из фильма «Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga» вместе с детским хором, но без Уилла Феррела. Итальянка Лаура Паузини и Дайан Уоррен спели тему из ленты «Вся жизнь впереди» на крыше еще не открывшегося музея Киноакадемии. А исполнить композицию из «Иуды и черного мессии» певице H.E.R. помогли танцоры, одетые под «Черных пантер».
Стриминг или кинотеатры?
В этом году у фильмов, снятых стриминговыми гигантами, было рекордное число номинаций: больше 30 у Netflix, 12 — у Amazon Prime. Конечно, эти фильмы не остались без призов, но пока рано говорить об их безоговорочной победе. Так, например «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина, снятый для Netflix, считался одним из фаворитов церемонии, но не получил ни единой статуэтки, как и «Борат 2» и «Одна ночь в Майами», проекты Amazon. В целом, награды между лентами, снятыми классическими студиями для широкого проката, и фильмами стриминговых платформ, разделились примерно поровну.
Списки благодарностей
Честно говоря, чем этот «Оскар» точно не запомнится, так это яркими речами лауреатов. Было лишь одно исключение, но о нем скажем отдельно. В целом, практически все победители просто перечисляли длинные списки имен — своих коллег по съемочной площадке, друзей и родных, которым нужно сказать спасибо. Кто-то, как Дэниэл Калуя, решил разбавить этот личный список шутками и в результате засмущал маму словом «секс» со сцены. Кто-то просто старался оттараторить имена как можно быстрей и уйти праздновать.
Самой остросоциальной речью выделились авторы короткометражки «Два далеких незнакомца» Трэвон Фри и Мартин Десмонд Роу. Их фильм рассказывает о полицейском произволе, и в своем спиче режиссеры напомнили, что каждый день полицейские в Америке убивают трех человек. Это очень много, и большая доля этих людей приходится на афроамериканцев. Роу и Фри призвали бороться с равнодушием и стараться замечать, что происходит вокруг нас.
Датчанин Томас Винтерберг, режиссер «Еще по одной», рассказал, что перед съемками погибла его дочь. Это не первая его награда в сезоне, но раньше он молчал о трагедии. Все так привыкли к его задорным речам, и эта ужасная новость заставила совсем иначе посмотреть на Витерберга и его работу.
Хлоя Чжао, получая награду за режиссуру, призналась, что считает всех людей хорошими. Но, кажется, что, как платья не стали в этом году отражением идей, так и сцена, на которую выходили победители, не превратилась в трибуну для их провозглашения.
Одна яркая речь
Выделилась своей благодарственной речью лауреатка за лучшую женскую роль второго плана Юн Ё-джон. Она сыграла бабушку в фильме «Минари» и обошла в категории другую заслуженную бабушку — Гленн Клоуз, у которой восемь номинаций на «Оскар» и ни одной победы. На сцену артистку пригласил Брэд Питт (вот кто давно славится яркими речами, но здесь у него не было возможности высказаться), о чем она несколько раз пошутила: «Наконец-то мы встретились!» (Питт продюсировал «Минари», но, видимо, никак не мог добраться до площадки).
Ё-джон сказала, что не верит в конкуренцию, особенно в случае «Оскара», и ни в коем случае не считает, что победила Гленн Клоуз. Просто везение и гостеприимство американцев сделали свое дело. Примерно в этом же роде, но подшучивая о британском снобизме, Ё-джон благодарила и за премию BAFTA. Судя по всему, актриса отлично читает аудиторию и как, лучше произвести впечатление здесь и сейчас.
Предсказуемости
Больше половины наград распределились так, как предсказывали эксперты и критики. Лучшим режиссером стала Хлоя Чжао, лучшим мультфильмом — пиксаровская «Душа». Приз за визуальные эффекты оказался у «Довода», за документальный фильм — у осьминожки и ее друга Крэйга Фостера.
Из не основных номинаций не совпал с прогнозами только лучший короткий документальный фильм. Вместо ожидаемого «О Латаше с любовью» или скандального «Не разделяться» о протестах в Гонконге победила лента «Колетт» — французская история о пожилой леди, которая отправилась в Германию, чтобы побывать там, где погиб ее брат. Предсказуемо победили и Дэниэл Калуя за роль второго плана в «Иуде и черном мессии», «Звук металла», конечно же, взял лучший звук, а «Еще по одной» признали лучшим иностранным фильмом.
Неожиданности
Первое, чем по-настоящему удивили организаторы, это порядок объявления наград. Все привыкли, что «Оскар» за лучший фильм вручается под занавес, но не в этот раз. Зрители, конечно, ждали, что именно «Земля кочевников» станет лучшим фильмом, но планировали разойтись по своим делам, когда это ожидание подтвердится. Но не тут-то было. Для организаторов оказалось куда важнее обратить пристальное внимание на награды лучшему актеру и актрисе: именно эти две категории перенесли в финал церемонии. Здесь последовали и новые неожиданности.
По поводу категории «Лучшая актриса» ни у одного эксперта или издания не было уверенного прогноза — у каждой номинантки были шансы на победу. Но все же наиболее вероятными претендентками выглядели Виола Дэвис за роль матери блюза Ма Рейни или Андра Дэй за роль Билли Холидэй, две легенды черной музыки. Но нет, «Оскар» достался Фрэнсис МакДорманд, третий в ее карьере.
Аналогичная ситуация произошла и с категорией «Лучший актер». «Оскар» отправился Энтони Хопкинсу за роль в фильме «Отец», хотя большинство изданий и критиков склонялось к тому, что посмертную награду получит Чедвик Боузман. Во-первых, его роль в «Ма Рейни: мать блюза», и правда, сильна, а, во-вторых, этот «Оскар» мог стать данью уважения. Сколько всего Боузман мог сыграть, если бы не ушел в 43? Но все повернулось иначе, и Энтони Хопкинс стал самым возрастным актером, когда-либо получавшим эту награду. Сам британец, кстати, тоже не ожидал такого поворота и спокойно спал во время церемонии у себя дома в Уэльсе.
Итоги и выводы
Походило ли шоу на кино, как нам обещали организаторы? И да, и нет.
Церемония началась с красивых титров. Что-то «из сюжета» шло по предсказуемому сценарию, но были и неожиданные твисты. Да и ракурсы съемки и некоторые монтажные приемы не раз напоминали о том, кто стоит у руля шоу. Но, кажется, чтобы зрители почувствовали себя по-настоящему «как в кино», чего-то не хватило.
Для жанрового фильма не хватило экшена — на любой предыдущей церемонии его было куда больше, просто за счет масштабности. Не досчитались и эмоций: ведь для любого зрителя «Оскара» было отдельным удовольствием наблюдать за реакцией зала и расшифровывать, кто, как и на кого посмотрел, кто рад, а кто не очень.
А для авторского кино шоу не хватило глубины и неторопливости: награждение пронеслось быстро, и, кажется, мы просто не успели нырнуть в этот фильм с головой.
Что касается «Оскара» как события киноиндустрии. Да, здесь произошло много всего важного. Второй раз за всю историю женщина стала лучшим режиссером, приз за оригинальный сценарий тоже улетел женщине — причем за дебютный фильм. Премии за роли второго плана ушли кореянке и афроамериканцу. Очевидно, что инклюзивный райдер работает — по крайней мере, в мире американской Киноакадемии. Другое дело, что на этом «Оскаре» не произошло чего-то по-настоящему громкого, какой-то встряски. Была вероятность, что все актерские награды получат не белые актеры, что лучшим документальным фильмом станет скандальный «Не разделяться», из-за которого в Гонконге оскаровскую церемонию не показали в прямом эфире. Но победил как будто бы компромисс.
Много ухмылок от критиков и экспертов было связано с тем, что «Довод» Кристофера Нолана, который выпускали в кинотеатры с апломбом о спасении индустрии, провалился в прокате, а громкие слова вокруг картины обернулись лишь скромным «Оскаром» за визуальные эффекты. Так и на эту церемонию церемонию возлагались слишком большие надежды: что она вернет зрителям веру в большое будущее киноиндустрии и больших экранов. Хорошая новость состоит в том, что вера в будущее кинематографа — достаточно надежная конструкция, чтобы даже 2020 году удалось ее пошатнуть. Плохая же в том, что если эта вера у кого-то всё же пошатнулась, первой постпандемийной церемонии Киноакадемии точно не удастся ее выправить.