Опубликовано 03 мая 2023, 10:27

Не верь и не проси: Каким получился сериал «Миссис Дэвис»

Поделиться:
Не верь и не проси: Каким получился сериал «Миссис Дэвис»

На Peacock вышли уже пять эпизодов сериала «Миссис Дэвис». Удивительный сериал об альтернативном мире, которым правит искусственный интеллект, создали Дэймон Линделоф, работавший над «Остаться в живых», «Оставленными» и «Хранителями», а также сценаристка «Теории большого взрыва» и «Молодого Шелдона» Тара Эрнандес.

1307 год. Спалив на костре остатки ордена тамплиеров, французские солдаты приходят с обыском в женскую обитель, в которой, предположительно, прячут Святой Грааль; чаша действительно оказывается там, но ее уносит с собой бойкая рыжеволосая монахиня. В наши дни на костер уже никого не отправляют, и в целом мир, как писал поэт, живет в страшном порядке, в покое, в чине — без войн, без голода. Такое существование человечеству обеспечивает продвинутый искусственный интеллект (ИИ) с женской идентичностью, который в Италии люди благодарно называют Мадонной, в Англии — Мамой, а в Америке — Миссис Дэвис.

Сериал «Миссис Дэвис», 2023

Сериал «Миссис Дэвис», 2023

Интеллект этот помогает нуждающимся, общаясь с ними через специальные беспроводные наушники, поощряет виртуальными крыльями достойных и почему-то упорно стремится поговорить с Симон (Бетти Гилпин) — монахиней, живущей где-то посреди пустыни в Неваде. Симон же наотрез отказывается разговаривать с Миссис Дэвис, но это до поры до времени. Когда она все-таки соглашается, ИИ обращается к ней со странной просьбой — найти и уничтожить Святой Грааль.

Экспозиция грозит занять еще пару абзацев, но такой уж это сериал. Необходимо, во всяком случае, представить еще двух персонажей: Джея (Энди Маккуин), таинственного возлюбленного Симон, и ее бывшего парня Уайли (Джейк Макдорман), который был ковбоем, а теперь вступил в ряды тайного сопротивления Миссис Дэвис. Уайли не без оснований убежден, что алгоритму, как он презрительно называет Миссис Дэвис, полностью доверять не стоит и, более того, ИИ нужно отключить.

«Миссис Дэвис», 2023

«Миссис Дэвис», 2023

Это не обязательно комплимент, но сериалов, подобных этому, еще не было. Впрочем, другого от него и не ждали, поскольку соавтором «Миссис Дэвис» стал известный любитель оригинальных концепций Дэймон Линделоф («Остаться в живых», «Оставленные»). И потому, как любит Линделоф, у «Миссис Дэвис» извилистая, сложная конструкция: за прологом о тамплиерах (который позже получит неожиданное объяснение) следует еще одно вступление, дальше сериал то и дело жонглирует точками зрения, разбрасывает вопросы и рифмы, предлагает дичайшие комические ситуации.

Почти всё здесь несет отпечаток веселого абсурда: Симон и Уайли в походе за Граалем оказываются на состязании с использованием гигантского Экскалибура, спасают папу римского из катакомб Ватикана; в сюжете также фигурируют взятый в заложники конь и диверсия против монастыря, для которой взрывают сотню банок клубничного варенья. К тому же многие герои — в первую очередь сама Симон — не те или не совсем те, за кого себя выдают.

Кадр из сериала «Миссис Дэвис»

Кадр из сериала «Миссис Дэвис»

Но при всём своем пристрастии к дыму и зеркалам «Миссис Дэвис» по сути своей довольно прямолинейна: сериал (судя по первым вышедшим эпизодам) посвящен, грубо говоря, свободной воле как иллюзии. Это касается всех главных персонажей и, прежде всего, Симон, которая взаимодействует и с высшими силами, и с искусственным интеллектом. 

Так ли различается это взаимодействие? И к Богу, и к ИИ (в широком смысле: к новым медиа, к интернету) надо обращаться с просьбой или с запросом, и «Миссис Дэвис» наглядно иллюстрирует, что машина будет отвечать куда более оперативно и результативно. Отсюда, впрочем, возникают и другие вопросы. Насколько сильно следует полагаться на веру или науку? Не заменяет ли интернет в его сегодняшнем и будущем виде религию как инструмент эксплуатации, власти? И есть ли смысл человеку сохранять независимость от информационного общества, или полезнее стать лампочкой в микросхеме?

Бетти Гилпин в сериале «Миссис Дэвис»

Бетти Гилпин в сериале «Миссис Дэвис»

Это очень остроумная и очень незаурядная история — насколько смешная, настолько же, в сущности, и серьезная. Бетти Гилпин с ее сдержанной зловещей мимикой — в своем репертуаре, хорош и ее напарник Джейк Макдорман. Но регулярно убирает всех Крис Диамантополос, который играет Дж. К. Р., главу мачистского сопротивления Миссис Дэвис и большого поклонника аббревиатур, героя почти мультипликационного, но дико смешного.

Другое дело, что «Миссис Дэвис», как часто это бывает с концептуальными работами, смотреть поначалу не особенно просто, и до самого интересного многие могут не досидеть. Линделофа и его соавтора Тару Эрнандес, сценаристку сотни серий «Теории большого взрыва», подводит неуемный аппетит: концентрация микросюжетов и абсурдных шуток порой становится утомительной. И всё равно надо быть очень скучным или ленивым зрителем, чтобы не почувствовать, как обжигающе злободневен и точен этот сериал. Да и любопытно видеть, как новые технологии, вместо того чтобы объединить людей и сделать их свободнее, создают новые социальные пропасти, делают людей еще зависимее, еще несчастнее, еще разделеннее.

Новое в подписке

Лучшее в подписке