Опубликовано 01 февраля 2022, 09:47
9 мин.

Кад Мерад: Универсальный комик французского пошива

Поделиться:
Кад Мерад: Универсальный комик французского пошива

Кто ваш любимый французский актер? Или любимый французский комик? Российский зритель, кажется, никогда не назовет первым имя Када Мерада — так велика конкуренция, столько имен приходит на ум. Нечасто встретишь с Мерадом и русскоязычные интервью. При этом именно комедии с этим французом в России, как и во Франции, смотрят уже 20 лет. Так в чем же дело? Почему его имя у нас никак не выучат (а ведь оно даже рифмуется)? К тому же по подписке Okko можно посмотреть драмеди «Триумф» с Мерадом в главной роли.

Триумф
Un triomphe
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Комедии
2020, 106 мин
Франция, 18+
Режиссер: Эммануэль КуркольГлавные роли: Александр Медведев, Кад Мерад, Лоран Стокер, Марина Хэндс, Дэвид Айала, Ламин Чиссоко

Актерская карьера Када Мерада, настоящее алжирское имя которого звучит как Каддур (то есть еще смешнее), началась на радио. Но хорошему комику важен разносторонний опыт, и Мерад успел его приобрести. После того, как он закончил колледж — не актерский, а экономический, — он ходил по домам и продавал энциклопедии, а потом раскладывал коробки с видеоиграми в компании Lankhor. Для самореализации были рок-группы — он играл в нескольких (дольше всех просуществовала Gigolo Brothers), а потом Мерад попал на радио Ouï FM.

Кадр из фильма «Триумф»

Кадр из фильма «Триумф»

реж. Эммануэль Курколь, 2020

Все перечисленное, ну разве что кроме энциклопедий, имело последствия в будущем (может быть, и энциклопедии тоже, неспроста он такой начитанный и умный). Сценарист, писавший для Lankhor видеоигры, позднее предложил Мераду роль в своей пьесе Histoires Camiques. Слово «жиголо» не отпускало его и дальше: так можно описать сразу несколько его ролей, а один из недавних фильмов называется Just a Gigolo, но главное — на радио он познакомился с актером Оливье Барру, дружба с которым помогла Мераду понять свой комический, сценарный и актерский потенциал.

Смешной Мерад

Мерад с Барру просто фонтанировали идеями, но начали с простого и очевидного — комедийного дуэта «Кад и Оливье»/ Kad et Olivier. Они выступали на том же Ouï FM в прямом эфире, но быстро вышли за пределы радиоволн, основали собственное шоу Le Rock’n’roll circus («Рок-н-ролльный цирк») и рок-группу Ziggy Buddy Band.

Популярный телеведущий Жан-Люк Деларю, заметив дуэт на одном из эфиров, предложил комикам поработать вместе в нескольких шоу, где они пародировали знаменитостей. В 1998 году выпустили сериал «Последние 30 минут», который транслировался каждую неделю на канале France 2 (одном из главных во французском телеэфире). Затем перебрались на Canal+, где создали французскую версию программы Saturday Night Live — Samedi soir en direct («Субботний вечер в прямом эфире»).

Кадр из фильма «Кто убил Памелу Роуз?»

Кадр из фильма «Кто убил Памелу Роуз?»

реж. Эрик Лартиго, 2003

Кад Мерад создал и собственное шоу — Ziggy Show (да, рок-волна никак не отпускала актера). Если уж петь в группе не получалось, он решил пародировать исполнителей, песни и все, что только попадалось на глаза. Правда, позднее Мерад поучаствует в сессии для французского Rolling Stone и вообще то и дело будет что-то напевать: то в кино, то на сцене. Но карьерный выбор был сделан: больше никаких энциклопедий и рок-концертов. Шутить получается лучше.

Профессиональный дуэт с Барру превратился в настоящую дружбу: они до сих пор говорят в интервью, что дополняют друг друга и, несмотря ни на что, не планируют разделяться. Их скетч из 1990-х «Кто убил Памелу Роуз?» об американских спецслужбах в 2003-м обернулся совместным полнометражным дебютом и первой большой киноролью Мерада. Так как скетч разросся в фильм, они добавили в сценарий отсылки на конкретные детективы и полицейские истории: «Твин Пикс», «Помни», «Семь», «Молчание ягнят» и другие. Главные роли в нем исполнили сами Барру и Мерад, причем в титрах указали только название сценического дуэта, никаких фамилий. Фильм не слишком хорошо приняли, но это не помешало парочке через 10 лет вернуться к истокам и снять сиквел об агентах-напарниках «Спецагенты на отдыхе».

Кадр из фильма «Итальянец»

Кадр из фильма «Итальянец»

реж. Оливье Барру, 2010

Мерад называет Барру гением, которому постоянно приходят в голову удивительные мысли, но в актере, скорее, говорят дружеские чувства. Барру очевидно куда больше преуспел на телевидении, чем в кино — когда парочка перешла на большие экраны, оказалось, что он гораздо больше к лицу Мераду. В немаленькой фильмографии Барру откровенно мало удач, к которой с некоторой натяжкой можно отнести режиссуру «Итальянца» 2010 года, конечно, с Мерадом в главной роли.

Комедийная драма об импозантном (вы видели Мерада? у него других героев просто не бывает) продавце дорогих машин на Лазурном берегу, который всем говорит, что итальянец, а на самом деле алжирец. Эта маленькая ложь помогла ему счастливо добраться до 42 лет, но в один момент дала сбой — когда заболевший отец нашего героя взял с него слово соблюдать Рамадан. Все встречи с клиентами, свидания с девушками и в целом привычная рутина полетели в тартарары. Но поститься — это не только отказ от еды в определенное время суток, но понимания и чувства. И герою предстоит понять, что последние годы он жил как-то не так.

Фильм начинается как задорная комедия, но в середине меняет курс и превращается в драму — о корнях и самоидентификации, о том, возможно ли отказаться от самого себя. О чем-то таком много позже снял фильм «Синонимы» режиссер с куда большей хваткой. Зрители и критики, причем в первую очередь французские, которым тема близка, «Итальянца» не оценили. Но фильм все равно стоит для Мерада особняком, ведь его семья родом из Алжира. Сценарий к фильму написал Барру специально для Мерада — все их совместные проекты рождаются из дружеских разговоров, и «Итальянец» тоже был следствием этой приятельской рефлексии.

Кадр из фильма «Спецагенты на отдыхе»

Кадр из фильма «Спецагенты на отдыхе»

реж. Оливье Барру и Кад Мерад, 2012

Но неизвестно писали бы мы о Мераде, если бы не случилась еще одно напарничество и еще один комедийный дуэт, куда более плодотворный для кинопроката, — с актером и режиссером Дэни Буном. Начался он, прямо скажем, внушительно — с фильма, который до сих пор остается самой кассовой французской лентой на родине — «Бобро поржаловать!». Это комедия, построенная вокруг языковых и идейных различий, которые существуют между разными регионами Франции (многие из которых то и дело говорят о желании стать суверенными).

Считающийся самым популярным французским комиком, Бун начинал не с коммивояжерства, как Мерад, а с клоунады на улицах, и в этом кроется различие их подходов к комедии. Узнаваемая тоска маленького человека, которую можно проследить за той самой импозантной внешностью у Мерада, и несколько фюнесовская клоунада у Буна. Итак, после «Бобро поржаловать!» Мерад попал в совсем другой эшелон актеров — не просто комик из телевизора, который иногда отыгрывает в полном метре, но актер популярного и любимого всей страной кино. Дуэт с Буном продолжился до своеобразной трилогии: вместе они сделали «Любовь от всех болезней» и «От семьи не убежишь».

Грустный Мерад

Несмотря на то, что Мерад — конечно же, комик, его драматические роли выглядят намного интересней. Большие грустные глаза с неизменными мешками под ними, франко-алжирская внешность и залысины — все это раз за разом помогает создать образ человека, который понимает несколько больше, чем требуется для беззаботной счастливой жизни.

Кадр из фильма «Суперстар»

Кадр из фильма «Суперстар»

реж. Ксавье Джанноли, 2012

Одной из подобных ролей стал Мартен Козински в ленте «Суперстар» — название может обмануть и заставить думать, что это комедия, но нет, это абсурдистская драма, не самый привычный жанр. Лента рассказывает о тихом человеке, живущем ординарной жизнью, до тех пор пока однажды его не начинают узнавать на улицах. У него берут автографы, его преследуют и фотографируют, а он не понимает почему. Не понимают почему и юристы с телевизионщиками, но решают использовать эту странную популярность на благо рейтингов. Но любовь толпы изменчива — и также внезапно, как все его полюбили, Мартена начинают ненавидеть. А он вновь не понимает причин.

Идея фильма «Суперстар» не нова — комедийную историю с таким же хай-концептом в основе показал в «Римских приключениях» Вуди Аллен (помните линию Роберто Бениньи?). Да и с режиссерской точки зрения «Суперстар» оставляет желать лучшего. Но игра Мерада затмевает производственные неудачи: его Козински — экзистенциальный герой, который проходит испытание жизнью, не вынося никакого урока, потому что вынести его невозможно. Жизнь не учит, ее просто проживают.

К противоположному выводу приходит режиссер самого недавнего фильма с Мерадом — «Триумфа», экранизации реальной истории о том, как актер-неудачник берется ставить с тюремными заключенными пьесу Беккета «В ожидании Годо». Режиссер пьесы театра абсурда, который разочарован в жизни и занимается театром за решеткой, — роль, достойная большого драматического актера. Но комедия не живет без трагедии, а любой клоун всегда грустный. Поэтому Мераду и здесь удается найти баланс, тонкую черту, когда, глядя на него, мы можем и разрыдаться, и расхохотаться, и то, и то будет комплиментом.

Кадр из фильма «Сегодня ночью я сплю с тобой»

Кадр из фильма «Сегодня ночью я сплю с тобой»

реж. Оливье Барру, 2007

На стыке оказывается и его герой в мюзикле «Париж, Париж!» Кристофа Барратье. Кстати, именно этот режиссер раскрыл драматический характер Мерада в начале нулевых. В 2004 году он снял трогательную драму «Хористы» и пригласил алжирца на роль второго плана — и это оказалось полезно для карьеры. Если с «Бобро поржаловать!» Мерад перешел на новый уровень в комедиях, то здесь показал, что не чужд драм. А сама лента получила номинацию на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В ленте «Париж, Париж!» Мерад сыграл комика-неудачника, самопровозглашенного принца пародий, который носит нелепые пиджаки и показывает ужасающие сценки: изображает самолеты и лягушек, неизменно получает свистящую публику, но продолжает гнуть свою линию. Получается смешить у него лишь фашистскую кодлу, которая осела в Париже. Слепая вера в успех и свой талант, несмотря на неюный возраст и очевидные знаки, что нужно попытки прекратить, — кажется, тоже близкий актеру персонаж, чья карьера раскачивалась так медленно.

Так почему же мы не вспоминаем о Мераде

Во Франции Када Мерада знает каждый первый, но к этому привели шоу на телевидении и радио. Для тех французов, у кого был телевизор в 1990-х (то есть примерно для всех), не знать Када Мерада было невозможно. А потом раз в несколько лет фильмы с его участием становились кассовыми хитами, но — все в той же Франции. Эти ленты либо говорили на языке, понятном только местным (как «Бобро поржаловать!»), либо жанрово совпадали с тем, что больше всего любит в кино усредненный французский зритель (как «Хористы»).

Кадр из фильма «Триумф»

Кадр из фильма «Триумф»

реж. Эммануэль Курколь, 2020

Но эти фильмы не становились настолько же успешными за пределами Франции — в каждой стране есть свои национальные комедийные хиты и трогательные мелодрамы. Если угодно, комичность Мерада в кассовых хитах слишком уж локальна, даже француз он алжирского происхождения: российскому зрителю, чтобы понять, что это значит и почему так вышло, нужна сноска под звездочкой. И если есть шанс, что Кад Мерад станет более узнаваем не только в родной стране, то лишь благодаря его драматическим работам. То ли француз, то ли араб, человек с грустными глазами, который всегда задает вопрос «Почему?», зная, что ответа на него нет, — это то амплуа, которое невозможно не оценить, тот образ, который нелегко выбросить из головы, встретив в одном из удачных или проходных фильмов.

Шесть любимых фильмов Када Мерада

  • «Последнее метро», реж. Франсуа Трюффо, 1980
  • «1+1», реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано, 2011
  • «Амели», реж. Жан-Пьер Жене, 2001
  • «Сезар и Розали», реж. Клод Соте, 1972
  • «Сирано Де Бержерак», реж. Жан-Поль Рапно, 1990
  • «На чужой вкус», Аньес Жауи, 2000

Пять фильмов с Кадом Мерадом, которые стоит посмотреть

«Триумф»

«В ожидании Годо» еще ни разу достойно не экранизировали, и этот простой фильм о пятерке заключенных пока что тянет на лучшую киноадаптацию великой пьесы.

Триумф
Un triomphe
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Комедии
2020, 106 мин
Франция, 18+
Режиссер: Эммануэль КуркольГлавные роли: Александр Медведев, Кад Мерад, Лоран Стокер, Марина Хэндс, Дэвид Айала, Ламин Чиссоко

«Каникулы маленького Николя»

Цветастая, как «Амели», семейная комедия об отпуске на море. Когда тебе десять и вокруг куча детей, даже ворчливые родители не портят удовольствие.

«Суперстар»

Несколько неровный, зато с привкусом Кафки, фильм о том, что непонимание первопричин может довести до ручки.

Суперстар
Superstar
Рейтинг: 5.76IMDb: 5.3
Жанры: Драмы, Комедии
2012, 108 мин
Франция, Бельгия, 16+
Режиссер: Ксавьер ДжианоллиГлавные роли: Сесиль Де Франс, Кад Мерад, Луи-До де Ланкесэ, Седрик Бен Абдулла, Альберто Сорбелли

«Любовь в квадрате»

Кад Мерад просыпается в одной постели с Моникой Белуччи. Какие еще нужны аргументы за?

«Красавчик со стажем»

Немного дурновкусный ремейк дурновкусного же фильма «Каково быть латинским любовником». Кад Мерад — с самой смешной прической на свете.

Красавчик со стажем
Just a Gigolo
Рейтинг: 6.73IMDb: 5
Жанр: Комедии
2019, 90 мин
Франция, 16+
Режиссер: Оливье БарруГлавные роли: Кад Мерад, Паскаль Элбе, Энн Шаррье, Леопольд Моати

Новое в подписке

Лучшее в подписке