Directed by any Anderson: Как отличить Уэса Андерсона от Полов Андерсонов и сколько всего режиссеров с такой фамилией
![Directed by any Anderson: Как отличить Уэса Андерсона от Полов Андерсонов и сколько всего режиссеров с такой фамилией Directed by any Anderson: Как отличить Уэса Андерсона от Полов Андерсонов и сколько всего режиссеров с такой фамилией](/thumb/800x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/04/12/6382544/f770ad4cccacc12d1c6560eb95eb59ebb2638232.jpg)
© Theo Wargo/Staff/Getty Images
4 марта исполняется 59 лет режиссеру Полу У. С. Андерсону. Поклонники фантастических боевиков наверняка знают его по франшизе «Обитель зла» с Миллой Йовович и первой экранизации серии игр Mortal Kombat. Да и в целом режиссера с фамилией Андерсон помнит практически каждый любитель кино. Но есть нюанс: разные зрители знают разных Андерсонов. Так сложилось, что в мировом кино есть сразу несколько авторов с такой фамилией. И каждый из них снимает кино, совершенно непохожее на коллег. Рассказываем, какие есть главные Андерсоны в кино, чем интересно творчество каждого и как не перепутать их друг с другом.
Пол Томас Андерсон — главный драматический Андерсон
Jason LaVeris/Contributor/Getty Images
Как узнать: Драма о событиях прошлого. Дэниэл Дэй-Льюис или Филип Сеймур Хоффман грустно смотрит в камеру. Кто-нибудь переосмыслит жизнь и заплачет.
Что смотреть в первую очередь: «Нефть», «Магнолия».
Самый расхваленный и полюбившийся критикам режиссер с такой фамилией. Его фильмы постоянно участвуют во всевозможных кинофестивалях и получают награды. А еще ПТА (как называют его поклонники) номинировали на «Оскар» аж 11 раз: по три раза в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» и пять раз за сценарии. Правда, ни одной награды от американских киноакадемиков Андерсон так и не получил, поэтому его можно считать как гением, так и неудачником оскаровской гонки.
Фильмы Пола Томаса Андерсона — это реалистичные глубокие драмы, иногда с элементами комедии (как «Любовь, сбивающая с ног» или «Лакричная пицца»), часто захватывающие какие-то культурные события. Это может быть развитие порноиндустрии, как в фильме «Ночи в стиле буги», или борьба за месторождения ископаемых, как в «Нефти». Последнюю, кстати, часто называют лучшей драмой, а то и вообще лучшим фильмом XXI века.
Кадр из фильма «Нефть»
реж. Пол Томас Андерсон, 2007
В картинах ПТА всегда максимально живые и тонко проработанные персонажи. Именно у него одни из лучших ролей сыграл великий Дэниэл Дэй-Льюис — трехкратный обладатель «Оскара» в категории «Лучшая мужская роль». Андерсон показывает понятных людей со сложными характерами, поэтому его герои часто выглядят знакомыми — как Джон Си Райли, Уильям Х. Мэйси или один из любимых актеров режиссера — Филип Сеймур Хоффман. И даже Том Круз всё в той же «Магнолии» сыграл чуть ли не лучшую свою драматическую роль — вряд ли кто удержится от слез на сцене, когда его персонаж ругает ненавистного отца последними словами и одновременно умоляет его не умирать.
Но не нужно думать, что фильмы ПТА — скучные и пафосные драмы. Он захватывает интересные темы: историю секты в «Мастере», токсичные и губительные отношения в «Призрачной нити». Не чурается иронии — достаточно посмотреть первые пять минут «Магнолии» или вспомнить девушку на роликах из «Ночей в стиле буги». А иногда и вовсе уходит в откровенную романтику — в «Любви, сбивающей с ног» и «Лакричной пицце».
Уэс Андерсон — эстетичный Андерсон
Cindy Ord/Staff/Getty Images
Как узнать: Всё игрушечное и симметричное, как домик Барби. Герои разбираются в семейных проблемах. На фоне гуляет Билл Мюррей с грустным лицом.
Что смотреть в первую очередь: «Отель „Гранд Будапешт“», «Королевство полной луны».
Этого Андерсона знают и любят все эстеты. Каждый фильм Уэса Андерсона — произведение визуального искусства. В противовес оранжевым и синим современным блокбастерам Уэс любит яркие, но мягкие цвета в стиле старого кино: «Отель „Гранд Будапешт“» очень розовый, «Королевство полной луны» наполнено всеми оттенками зеленого. Также Уэс Андерсон обожает симметрию, чуть ли не больше, чем Стэнли Кубрик. В его картинах герои часто стоят ровно по центру экрана и легко разрушают «четвертую стену», говоря прямо в камеру. Иногда автор прибегает к формату истории в истории, чтобы закадровый голос объяснял происходящее.
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“»
реж. Уэс Андерсон, 2014
Андерсон использует не слишком правдоподобные декорации в противовес захватившим современное кино компьютерным эффектам. Это превращает картины в очень красиво снятые театральные постановки. То же самое касается и мультфильмов режиссера: «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак» созданы в формате стоп-моушен-анимации, то есть не нарисованы, а сняты покадрово.
Однако игрушечная картинка и гротескные образы главных героев фильмов Андерсона скрывают под собой главный обман. Его картины, хоть и наполнены шутками, всегда драматичны. Чаще всего они посвящены дисфункциональным семьям, как «Семейка Тененбаум» или «Поезд на Дарджилинг». В обеих картинах среди юмора и забавных ситуаций проскакивает не только одиночество, но и попытки суицида. А иногда Андерсон и вовсе рассказывает о диктатуре, как в «Отеле „Гранд Будапешт“» или «Острове собак».
Недаром режиссер собирает у себя актеров, которые преуспели как в комедии, так и в драме. Это и братья Оуэн и Люк Уилсоны, с которыми Андерсон начинал свою режиссерскую деятельность (ищите малоизвестную «Бутылочную ракету»), и Джейсон Шварцман, и Билл Мюррей, появлявшийся в подавляющем большинстве работ режиссера.
Пол У. С. Андерсон — самый громкий Андерсон
Jason LaVeris/Contributor/Getty Images
Как узнать: в основе сюжета известная франшиза, всё взрывается и гремит, герои стреляют и дерутся, на экране сплошь спецэффекты. Всех победит Милла Йовович.
Что смотреть в первую очередь: «Обитель зла», «Смертельная битва».
Самое забавное, что если прочитать вслух имя главного героя этого текста, то получится «Пол Уэс» — словно микс из двух предыдущих режиссеров. Однако трудно представить постановщика, менее похожего как на ПТА, так и на Уэса Андерсона.
С первых же своих работ Пол У. С. Андерсон (расшифровывается как Уильям Скотт, но обычно пишут именно сокращенно) показал, что его больше интересуют экшен и спецэффекты, нежели глубокая проработка характеров и драма. В дебюте «Шоппинг» у режиссера еще не было возможности развернуться по полной из-за недостатка бюджета. Но уже следующая его картина «Смертельная битва» окончательно сформировала идеи Андерсона. Он взял за основу компьютерную игру Mortal Kombat и лишь добавил к сюжету небольшую общую историю. Основное же время уделено дракам между персонажами.
Но главную работу Пол У. С. Андерсон выпустил в 2002 году, и это тоже экранизация игры. «Обитель зла» с будущей женой режиссера Миллой Йовович превратилась во франшизу из шести частей, которая растянулась почти на 15 лет. Кстати, после ее окончания с экранизациями «Обители зла» начался сущий кошмар: франшизу перезапускали трижды за два года, и каждый раз получалось из рук вон плохо.
Кадр из фильма «Обитель зла»
реж. Пол У. С. Андерсон, 2002
Этот Андерсон редко снимает по оригинальным сценариям. Его фильмы чаще основаны на известных франшизах: игровых («Смертельная битва», «Обитель зла», «Охотник на монстров»), кинотеатральных («Чужой против хищника», «Смертельная гонка») или даже литературных («Мушкетеры» 2011 года). Причем режиссер превратил в безумный экшен даже последних — кто бы мог подумать, что в сюжете Александра Дюма появится летающий корабль, а миледи Винтер превратится в этакого супершпиона.
Йовович сыграла не только в шести частях «Обители зла», но и еще в двух картинах мужа, то есть примерно в половине его режиссерских работ. Иронично, что, по недавней информации, актриса снимется в триллере «Разрушитель мира» (World Breaker), который тоже поставит Андерсон. Вот только это будет Брэд Андерсон.
Брэд Андерсон — очень тревожный Андерсон
Tommaso Boddi/Stringer/Getty Images
Как узнать: вокруг постоянно темно и мрачно. Кого-то убили, но, возможно, и нет, потому что иллюзию невозможно отличить от реальности.
Что смотреть в первую очередь: «Машинист», «Обитель проклятых».
Брэд Андерсон не может похвастать такой же массовой популярностью, как тройка выше. Но и у этого автора свой узнаваемый стиль, который сделал работы режиссера культовыми: он умеет создавать невероятный саспенс и отлично запутывать зрителя в триллерах.
Интересно, что начинал этот Андерсон с… романтических комедий. Хотя даже в «Счастливых случаях», где сыграли Мариса Томей и Винсент Д’Онофрио (оба теперь подались в киновселенную Marvel), проскальзывала тема психических расстройств и перемещений во времени. А дальше Брэд Андерсон начал методично погружать поклонников во мрак и безумие.
Визитная карточка режиссера — «Машинист», фильм, для съемок в котором Кристиан Бэйл похудел на 28 килограммов. На самом деле создатели картины были против такого экстрима и еле уговорили его остановиться, но актеру, похоже, только дай возможность поиздеваться над собой. «Машинист» наиболее точно отражает идеи творчества Андерсона: здесь герой вроде бы ведет расследование, но на самом деле главные повороты и тайны связаны с его подсознанием.
Кадр из фильма «Машинист»
реж. Брэд Андерсон, 2003
Ровно то же самое можно увидеть в «Обители проклятых» — еще одном узнаваемом фильме Брэда Андерсона. Здесь действие разворачивается в психиатрической лечебнице, где больные поменялись местами с врачами. Это не спойлер, поскольку подмена выясняется в самом начале. А вот что движет главным героем, который решил спасти одну из пациенток, — загадка. Кстати, в «Девятой сессии» герои тоже попадают в психиатрическую лечебницу. Правда, здесь речь идет о строителях, а не больных. Хотя это неточно.
Главная отличительная черта этого Андерсона — постоянное напряжение в кадре. И пусть даже в «Тревожном вызове» героиня Холли Берри две трети хронометража сидит в колл-центре и разговаривает по телефону, беспокойство нарастает с каждой минутой.
Линдсей Андерсон — социальный Андерсон из прошлого
Jean-Louis URLI/Contributor/Getty Images
Как узнать: одинокие люди ищут свое место в мире и сталкиваются с жестокостью. В кадре молодой Малкольм МакДауэлл.
Что смотреть в первую очередь: «Если...», «О, счастливчик».
Этого Андерсона знают лишь поклонники авторского кино и британской «новой волны». Но не упомянуть его было бы несправедливым. Линдсей Андерсон — один из тех, кто в далеких 1950–60-х делал фильмы более социальными и злободневными. А еще именно в его работе сыграл первую роль великий Малкольм МакДауэлл.
«Классический» Андерсон начинал как кинокритик, потом снимал документальные картины, посвященные острым проблемам — например, жестокости порядков в школах. В художественных работах он продолжил делать то же самое. Его самые известные картины — трилогия, посвященная Мику Трэвису, которого сыграл Малкольм МакДауэлл. Можно условно сказать, что это некий аналог Антуана Дуанеля в творчестве Трюффо.
Кадр из фильма «Если...»
реж. Линдсей Андерсон, 1968
Первый и общепризнанно лучший фильм «Если…» рассказывает о школьных временах, когда Мик сталкивается с телесными наказаниями и прочими унижениями в частной школе. За эту работу режиссер получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Тема социального неравенства и связанной с ним жестокости будет проскальзывать в его фильмах регулярно и достигнет апофеоза в «Госпитале „Британия“» — сатире о больнице, где пациенты разделены по классам.
Герои Линдсея Андерсона чаще одиноки, но они не замкнутые социофобы. Наоборот, персонажи, особенно всё тот же Мик Трэвис в фильме «О, счастливчик», пытаются контактировать с миром и искать в нем что-то хорошее. Но они раз за разом сталкиваются с несправедливостью.
Рой Андерссон — философский Андерс(с)он с другой фамилией
Elisabetta A. Villa/Contributor/Getty Images
Как узнать: сюжеты напоминают притчи, в фильмах нет центрального сюжета. Есть дополнительная буква «с» в фамилии.
Что смотреть в первую очередь: «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», «Ты, живущий».
Этот шведский режиссер не совсем подходит для списка, поскольку его фамилия отличается. Но всё же перепутать легко, поэтому он заслуживает краткого упоминания.
Рой Андерссон наиболее известен по трилогии «Живущий» — экзистенциальным фильмам, в которых даже нет цельного сюжета, лишь общее время действия и какая-то общая ситуация. Его картины «Песни со второго этажа», «Ты, живущий» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» состоят из множества коротких зарисовок о совершенно разных людях.
Кадр из фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
реж. Рой Андерссон, 2014
В первой части все они сталкиваются с кризисной ситуацией в стране, да и в последующих работах основная задача режиссера — показать жизнь общества с разных ракурсов: это могут быть как реалистичные новеллы, так и полный абсурд. Так что желающим провести несколько часов, наблюдая за обычными и не очень людьми, лучше обратиться именно к работам Андерссона.