Статьи10 мин.

Итоги Венецианского кинофестиваля: Альмодовар, Кидман и Броуди

© Vittorio Zunino Celotto/Staff/Getty Images

Подошел к концу 81-й международный кинофестиваль в Венеции, и главную награду — «Золотого льва» — получило трогательное произведение о смерти «Комната по соседству» испанского мастера Педро Альмодовара. Рассказываем о победителе киносмотра и других важных картинах с острова Лидо.

«Комната по соседству» заметно выделялась на фоне довольно посредственной программы этого года, но всё же проигрывала монументальной работе Брэйди Корбета «Бруталист». Кажется, жюри во главе с Изабель Юппер решило, что у молодого и перспективного Корбета будет еще не один шанс заполучить самые престижные награды, а вот 74-летнего Альмодовара, ни разу не получавшего главной награды на фестивалях большой тройки — Канн, Берлина и Венеции, пришло время чествовать.

Помимо двух картин, живые обсуждения вызвал грузинский фильм «Апрель» о незаконных абортах. В остальном же основной конкурс был заполнен крайне банальными работами из Италии и Франции, собирающими все шаблоны о современном кинематографе этих стран. Обычно за яркие впечатления на фестивалях отвечают режиссеры из Восточной Азии (в прошлом году Гран-при получил фильм «Зло не существует» Рюсукэ Хамагути), но в этот раз плодовитый регион был представлен лишь двумя работами.

Вместо поиска новых авторов смотр сосредоточился на премьерах именитых режиссеров. Тодд Филлипс привез «Джокера: Безумие на двоих» — продолжение фильма, который победил в Венеции пять лет назад. Лука Гуаданьино погрузился в галлюцинаторный мир Берроуза в своей версии «Квира», а Пабло Ларраин завершил трилогию о трагических женщинах прошлого века фильмом «Мария» об оперной певице Марии Каллас. Реакции зрителей и критиков были сдержанны и варьировались от «очень плохо» до «сойдет». Восторгов замечено не было.

© Vittorio Zunino Celotto/Staff/Getty Images

Зато, окончательно воспрянув от забастовки актеров, красная дорожка фестиваля ежедневно ломилась от звезд: Эдриан Броуди, Дэниэл Крэйг, Анджелина Джоли, Джордж Клуни, Николь Кидман, Джуд Лоу, Брэд Питт и еще десятки громких имен. Количество поклонников, поджидавших знаменитостей с раннего утра, значительно возросло.

Спрятавшись под зонтиком, люди пытались справиться с аномальной жарой, держащейся в районе 33 градусов при высокой влажности. Журналисты же совершали потные спринты от одного зала с арктическим кондиционером до другого. Так что последние дни фестиваля сопровождались ожидаемой симфонией из чиханий и кашля. В такой изнуряющей атмосфере темы фильма-победителя о разрушении нашей планеты звучали особенно актуально.

А вот какие еще картины отметило жюри этого года.

Победители основного конкурса

«Золотой лев»

«Комната по соседству», режиссер Педро Альмодовар, Испания, США

Гран-при (Приз Большого жюри)

«Горная невеста», режиссер Маура Дельперо, Италия

«Серебряный лев» лучшему режиссеру

«Бруталист», режиссер Брэйди Корбет, США

Приз за лучший сценарий

«Я всё еще здесь», режиссер Уолтер Саллес, Бразилия

Специальный приз жюри

«Апрель», режиссер Деа Кулумбегашвили, Грузия

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль

Николь Кидман — «Плохая девочка», режиссер Халина Рейн, Нидерланды, США

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль

Венсан Линдон — «Тихий сын», режиссеры Дельфин Кулен, Мюрьель Кулен, Бельгия, Франция

Премия Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру

Поль Киршер — «И дети после них», режиссеры Людовик Букерма, Зоран Букерма, Франция

Призы программы «Горизонты»

Лучший фильм

«Новый год, который так и не наступил», режиссер Богдан Муресану, Румыния

Лучший режиссер

«Знакомое прикосновение», режиссер Сара Фридланд, США

Специальный приз жюри

«Один из тех дней, когда Хемме умирает», режиссер Мурат Фыратоглу, Турция

Лучшая женская роль

Кэтлин Чэлфант — «Знакомое прикосновение», режиссер Сара Фридланд, США

Лучшая мужская роль

Франческо Геги — «Семья», режиссер Франческо Костабиле, Италия

Лучший сценарий

«Счастливых праздников», режиссер Скандер Копти, Германия, Франция, Италия, Катар, Палестина

Лучший короткометражный фильм

«Кто любит солнце», режиссер Аршия Шакиба, Канада

Приз Луиджи Ди Лаурентиса — Лев будущего — награда за лучший дебютный фильм

«Знакомое прикосновение», режиссер Сара Фридланд, США

Лучший документальный фильм

«Цепная реакция», режиссер Александр О. Филипп, США

Расскажем подробнее о 8 картинах, увиденных на фестивале, которые впечатлили больше всего.

«Бруталист», реж. Брэйди Корбет, США (основной конкурс, лучший режиссер)

Кадр из фильма «Бруталист»

© реж. Брэйди Корбет, 2024

Переживший Холокост венгерский архитектор еврейского происхождения Ласло Тот (Эдриан Броуди) оказывается в холодных объятиях американской мечты. После нескольких лет скитаний и одиночества в его жизнь входит магнат Харрисон Ли Ван Бурен (Гай Пирс), заказывающий у Ласло амбициозный проект, включающий в себя и зоны отдыха, и зоны обучения, и церковь. Бескрайнее здание становится для архитектора делом всей жизни, одновременно его возвеличивающим и убивающим.

До войны Ласло создавал красивейшие творения баухауса, но как «после Освенцима нельзя писать стихов», так и нельзя строить прекрасные здания. Ласло уходит в архитектуру брутализма с его монохромными массивами. Массивность выбирает и режиссер фильма Брэйди Корбет, создавая монументальное полотно длиной в три с половиной часа, включая 15-минутный антракт. Кино охватывает более 30 лет жизни героя. Целиком снятый на пленку «Бруталист» впечатляет размахом, красотой и глубиной. Размышление о войне, творчестве, профессиональной идентичности и судьбе иммигрантов стало главным событием фестиваля. В антракте можно было наблюдать улыбки, давно покинувшие лица критиков, а перед вторым актом весь зал восторженно отсчитывал вслух время до старта продолжения: «Три, два, один...»

«Комната по соседству», режиссер Педро Альмодовар, Испания, США (основной конкурс, лучший фильм)

Кадр из фильма «Комната по соседству»

© реж. Педро Альмодовар, 2024

Две подруги давно исчезли из жизни друг друга, но судьба сводит их вновь. Ингрид (Джулианна Мур), известная писательница, посвятившая свои работы исследованию страха смерти, начинает ежедневно навещать в больнице Марту (Тильда Суинтон), военную журналистку, привыкшую находить смысл в высоких рисках. У женщины осталось последнее, но уже личное сражение с неизлечимой стадией рака. Хоть болезнь уже не победить, Марта решает, что ей хотелось бы уйти из жизни на собственных условиях. Женщина покупает таблетку для эвтаназии и приглашает Ингрид провести с ней последние дни в уединенном доме в лесу, а в решающий момент побыть рядом, в комнате по соседству.

В своей первой англоязычной картине Альмодовар сохраняет яркий и узнаваемый стиль. Контрасты природы и городской жизни, насыщенные цвета одежды и интерьера не дают заскучать глазу даже в самых длительных сценах без операторских изысков. Режиссер наполняет свою картину огромной любовью к искусству, отсылая к работам Ингмара Бергмана и Вуди Аллена, картинам Эндрю Уайета и Эдварда Хоппера, заодно активно цитируя повесть Джеймса Джойса «Мертвые». При столь активном интертексте Альмодовару удается создать оригинальное размышление о красоте и величии колеса Сансары.

«Апрель», режиссер Деа Кулумбегашвили, Грузия (основной конкурс, специальный приз жюри)

Кадр из фильма «Апрель»

© реж. Деа Кулумбегашвили, 2024

Акушер-гинеколог Нина — опытный профессионал, помогший появиться на свет бесчисленному количеству детей в Грузии. Однако однажды к ней на операционный стол попадает пациентка с незарегистрированной беременностью, и у нее рождается мертвый ребенок. Это происшествие ставит под угрозу Нинину и без того нестабильную карьеру, которую уже давно пытаются разрушить из-за слухов о том, что она проводит нелегальные аборты.

В год, когда Деа Кулумбегашвили привезла свою дебютную работу «Начало» на фестиваль в Сан-Себастьян, председателем жюри был Лука Гуаданьино. Итальянский режиссер был так впечатлен талантом девушки, что предложил свою кандидатуру на роль продюсера ее следующего фильма. Но не старайтесь найти в «Апреле» эстетику Гуаданьино, фильм скорее тяготеет к холодному стилю Джонатана Глейзера, а порой и вовсе пересекается с хитом Канн «Субстанцией». Несколько лет Кулумбегашвили разговаривала с женщинами из своей родной деревни, чтобы создать правдивую магнетическую работу, выполненную одновременно и в телесно-документальной, и в жутко-сновидческой манере.

«Безмолвное братство», режиссер Джастин Курзель, США, Великобритания, Канада (основной конкурс)

Кадр из фильма «Безмолвное братство»

© реж. Джастин Курзель, 2024

Джастин Курзель исследует в своем творчестве истории реальных преступников и истоки человеческой ненависти. На этот раз его фильм посвящен группе националистов, сторонников идеи о превосходстве белой расы. Предводитель Роберт Мэтьюс (Николас Холт) хотел сделать Америку снова свободной, зачистив коррумпированное правительство от представителей других рас. Деньги на борьбу группа решила собрать, ограбив ряд банков. Тогда в картине появляется агент ФБР в исполнении Джуда Лоу, который самым первым понимает, что преступников интересуют далеко не только деньги.

Курзель вновь работает в рамках своей любимой мрачной атмосферы сельской местности, но создает самый зрительский фильм. «Безмолвное братство» показали ровно в тот момент, когда критики уже успели разочароваться в смотре, но не успели увидеть будущих победителей фестиваля. Так что фильм с идеальным балансом динамики и юмора подарил зрителям необходимую перезагрузку. При этом довольно клишированную картину хочется похвалить за идеальный жанровый баланс, эстетику первого сезона «Настоящего детектива», диалоги в духе папиного кино и самое динамичное лицо Джуда Лоу за всю его карьеру. Картина выйдет в российский прокат 5 декабря.

«Плохая девочка», режиссер Халина Рейн, Нидерланды, США (основной конкурс, лучшая женская роль)

Кадр из фильма «Плохая девочка»

© реж. Халина Рейн, 2024

Роми (Николь Кидман) — успешная руководительница технологической компании. Женщина, построившая столь крупный бизнес в одиночку и создавшая крепкую семью, является примером для молодых женщин. Однако за идеальным фасадом Роми прячет свои сексуальные фантазии о полном подчинении, о которых она не может рассказать даже мужу, отчего ни разу не испытывает с ним оргазм. Всё меняется, когда к ней на стажировку приходит молодой Сэмюэл (Харрис Дикинсон), способный дать ей именно то, что нужно.

Халина Рейн изучает вопросы контроля и подчинения, талантливо избегая низкопробных клише «50 оттенков серого». Еще в своей дебютной картине «Инстинкт» голландка исследовала сексуальность, но делала это в драматичной фестивальной манере. В новой же работе, которую приютила студия А24, Рейн отдает предпочтение совсем другому настроению. Это игривая, смешная работа об эмоциональной уязвимости с неожиданным хэппи-эндом. Оказывается, чтобы разобраться в себе и наладить отношения в семье, нужно хорошенько расслабить свой «треугольник печали». Фильм выйдет в отечественный прокат 16 января 2025 года.

«Афтепати», режиссер Войцех Стракаты, Чехия (программа «Горизонты Экстра»)

Кадр из фильма «Афтепати»

© реж. Войцех Стракаты, 2024

Индржишка недавно окончила бакалавриат и теперь готовится к переезду в Англию для поступления в магистратуру. Девушка старается надышаться последними днями лета в родном городе: болтать с мальчиком, который давно нравится, сидеть с бывшими одноклассниками у костра и выпивать при каждой возможности с лучшей подругой. После очередной такой ночи девушка возвращается в дом, откуда коллекторы выносят всё, вплоть до ее детского рисунка в рамке. Оказывается, у ее отца скопилась уйма долгов, но, вместо того чтобы объяснить всё семье, мужчина везет похмельную Индржишку брать кредиты уже на ее имя.

Минималистичное кино, в котором ощущаются первые, еще совсем неуверенные шаги режиссера. Делясь со зрителем личной историей, Стракаты порой упускает ее кинематографический потенциал, но его главная актриса Элишка Башусова умело вытягивает каждую сцену. Ее героиня, еще не пережившая сепарацию от родителей, должна сделать это всего за сутки. Ускоренная история взросления перекликается с другим замечательным фильмом из программы Канн этого года — с «Хорошенькой» Индии Дональдсон.

«Изгоняющая любовниц», режиссер Элизабет Ло, Китай, США («Горизонты», премия авторам моложе 40 лет — лучший режиссер)

Кадр из фильма «Изгоняющая любовниц»

© реж. Элизабет Ло, 2024

Документальная картина следует за миссис Ли — уже возрастной, но очень бойкой дамой, которая уверена в изменах мужа. Ли решает воспользоваться довольно популярной в Китае практикой, которая будет в новинку западному зрителю: она нанимает профессиональную «разлучницу» Ван Чжэньси. Эта девушка специализируется на разрушении связи между мужчиной и любовницей и восстановлении отношений внутри брака.

Удивительная работа Элизабет Ло, о документальности которой вспоминаешь, лишь когда ее участники обращаются к съемочной группе за кадром. Идеальный ритм, ярчайшая четверка главных героев, визуальные метафоры и уморительная комедия повседневности. «Изгоняющая любовниц» мягко манипулирует романтическими отношениями клиентов, но при этом понимает позиции каждого и больше всего склонна сочувствовать любовницам, травмы которых приводят к нездоровым отношениям. Когда работа окончена, Ван назначает очную ставку двух женщин, и их живой диалог будет похлеще многих философских трактатов.

«Сломленная ярость», режиссер Такеши Китано (вне конкурса)

Кадр из фильма «Сломленная ярость»

© реж. Такеши Китано, 2024

Мастер своего дела, пожилой киллер Недзуми успешно устраняет бандитов по наводкам анонимного заказчика. Но однажды убийство происходит не по плану и мужчина оказывается в руках федералов. Выбор простой: либо отвечать за бесчисленные убийства перед законом, либо проникнуть в ряды якудза, сдав полиции местоположение крупной наркотической сделки. Конечно же, Недзуми выбирает второе.

Очень быстро сюжет находит свое логическое завершение, но Такеши Китано решает пробежаться по нему еще разок, полностью изменив привычные правила жанра. На экране появляется надпись «спин-офф», и Китано устраивает полнейший фарс, попискивая в костюме мышки и играя с бандитами в музыкальные стулья. «Сломленная ярость» деконструирует жанр боевиков, иронично высмеивая жесткие маскулинные образы, заметные в том же «Безмолвном братстве». С ехидной улыбкой и отцовской любовью Китано словно поцеловал в лобик всех зрителей венецианского смотра, закрыв фестиваль этой глупой, но всё еще по-юношески задорной работой.